The Pope on evolution
http://creation.com/francis?utm_media=email&utm_source=infobytes&utm_content=intl&utm_campaign=emails
by Lita Cosner

Перевод – © Христианский Научно-Апологетический Центр, 2014
Переводчик – Инга Чистякова

Папа Франциск об эволюции

Лита Коснер

Папа Франциск в августе 2014 года
wikipedia.org

Христиане Римско-католической церкви считают папу Франциска (Хорхе Марио Бергольо, род. 1936) преемником Апостола Петра и следовательно человеком, которому вверена власть над христианами всего мира. Протестанты-креационисты еще раз возрадовались тому, что не поддерживают это заблуждение.

Ватикан цитирует1 следующее заявление папы Франциска:

«Читая летопись сотворения в Книге Бытия, мы рискуем вообразить Бога чародеем с волшебной палочкой, который может сделать все. Но это не так. Он сотворил все живое и позволил ему развиваться в соответствии с внутренними законами, которые в него заложил, для того чтобы каждый мог максимально раскрыть свой потенциал. … Это сотворение продолжалось на протяжении веков и тысячелетий пока не стало тем, что мы сегодня видим, именно потому что Бог – не демиург и не фокусник, а Творец, дающий жизнь всему сущему. Мир возник не из хаоса, ибо хаос происходит от другого начала, мир возник непосредственно из божественного Источника, который созидает любовью. Большой взрыв, который сегодня считается началом мира, не только не противоречит божественному акту сотворения, но и нуждается в нем. Эволюция в природе не является противопоставлением идее сотворения, потому что эволюция предполагает сотворение существ, которые развиваются.»2

Несмотря на то что заявление папы звучало гораздо сдержанней, чем переводы его выступления в прессе, оно свидетельствует о том, что папа бесспорно поддерживает эволюционизм и многомиллиардную временную шкалу. И это неудивительно, учитывая, что Римско-католическая церковь приняла теорию эволюции около 50 лет назад.

Мы уже обращали внимание на богословские проблемы «теистической эволюции» и допущения многомиллиардной временной шкалы. Всякий человек, серьезно разбирающий Писание, может убедиться в том, что согласно ясному учению Библии Бог сотворил мир за шесть обычных 24-часовых суток приблизительно 6000 лет назад. К сожалению, единственным авторитетом для католиков является не Писание, а Церковь, которую католическое богословие считает «непогрешимым толкователем» Писания.

Кто прав: Петр или его «преемник»?

Если же обратиться к словам самого Петра, которого Римско-католическая церковь почитает «первым папой», в них можно увидеть совершенно другое отношение к библейской летописи происхождения:

«… Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.» (2 Петр. 3:3-7).

В первую очередь, слова Петра отражают полное принятие библейской истории мира. Отправной точкой для апостола являются не культурные представления других народов, а Писание. Петр высказывается здесь против так называемого аргумента униформизма:  наблюдаемое развитие проходит тем же путем, каким оно происходило на протяжении всей наблюдаемой истории. Но, ссылаясь на Книгу Бытия, Петр напоминает нам, что не всегда все происходило так, как сейчас, на самом деле таких громадных разрывов в истории три:

1. Сотворение мира из воды Словом Божьим. Вопреки популярным во времена Петра философиям, мир существовал не всегда. Вплоть до ХХ века ученые пытались отстоять теорию вечной Вселенной. Сегодня наука вынуждена признать, что у Вселенной было начало, но Большой взрыв серьезно отличается от библейской летописи по нескольким ключевым вопросам, следовательно, его нельзя принять в качестве метода, которым Бог сотворил все сущее.

2. Разрушение мира водою по Божьему повелению. Петр ссылается на Всемирный потоп, во время которого погиб весь мир кроме восьми человек внутри ковчега (1 Петр. 3:20). Креационные геологические модели показывают, как катастрофа такого масштаба могла привести к появлению в геологических слоях столь различных ископаемых (плотоядных, онкологических образований и колючих растений, все это появилось в творении после грехопадения). А поскольку большая часть палеонтологической летописи возникла в результате глобальной катастрофы длиной один год, то ее оставшаяся часть никак не может объясняться миллионами лет.

3. Будущее разрушение мира огнем по Божьему повелению. Следующим решающим разрывом в истории Земли будет конец существующего мира. Если экстраполировать происходящие сегодня процессы, станет понятно, что мир движется к «тепловой смерти», которая грозит Вселенной через несколько миллиардов лет после того, как она достигнет состояния максимальной энтропии. Но Писание предупреждает о более ранней гибели Вселенной, которая произойдет не в результате естественных процессов, а под воздействием расплавляющих температур. Это произойдет в преддверии нового неба и новой земли и воскресения мертвых.

В отличие от Франциска Апостол Петр основывал свои убеждения на твердом фундаменте Писания и не боялся решительно противостать униформистам своего времени.

Ненужный компромисс

Вероятно, папа пытался приобрести этими заявлениями определенный интеллектуальный вес, но, как отмечают секуляристы, эволюция не только исключает из этого процесса Бога по определению, но и Бог христианства не может быть тем богом, который стал бы использовать процесс эволюции. Признание эволюции из уст Франциска вряд ли впечатлит кого-либо из секуляристов; скорее, они больше удивятся тому, что Франциск до сих пор цепляется за веру в Бога несмотря «фактическое» существование эволюции.

На самом деле, заявление папы, возможно, принесло больше вреда, чем пользы, потому что компромисс в этом вопросе может привести людей, которые (ошибочно) следуют за папой, видя в нем духовный авторитет, к разочарованию и утрате веры в Библию.

Мы хотим призвать Франциска обратиться к примеру Апостола Петра и живших в прошлом лидеров Церкви, которые убедительно отстаивали сотворение, даже вопреки конкурирующим с ним идеям происхождения.  В число этих людей входят не только почитаемые Римско-католической церковью «святые», но и более узкий круг признанных «учителей Церкви». Если мы считаем, что Писания достоверны и достаточны, нас не увлекут всякие новомодные научные и культурные теории.  Но более всего хотелось бы напомнить папе о Христе, истинном пастыре и истинной главе Церкви, который бесспорно верил в буквального Адама и Еву и недавнее сотворение мира.

Примечания:

  1. Ватикан предоставил перевод заявления папы Франциска, которое было сделано на итальянском языке.
  2. В Папской академии наук Франциск подчеркивает возложенную при сотворении ответственность человечества, 27 октября 2014, news.va.