О БИНАРНОМ И ТРИНИТАРНОМ ПОДХОДАХ В  НАУКЕ И КУЛЬТУРЕ

В.С.Ольховский

Глубинным логическим архетипом европейской цивилизации, формализованным в аристотелевской логике в виде «закона исключённого третьего», является бинарный подход.

Столетия научно-технического прогресса сформировали в сознании человечества сугубо аналитический стиль мышления. Анализ стал синонимом научного исследования вообще. Он начинается с различения, сопоставления, противопоставления. Число элементов в отдельном акте может быть различным. Простейший вариант – дихотомия, расщепление на две части. Так появляются бинарные оппозиции, диады. И этот способ стал доминирующим, повсеместным.

В обиходе: вперёд-назад, хорошо-плохо. В литературе: "Отцы и дети", "Война и мир", "Преступление и наказание". В философии: субъект-объект, необходимость-случайность, материализм-идеализм. По этой схеме произошло и деление наук на естественные и гуманитарные, теоретические и экспериментальные,  фундаментальные и прикладные.

Отсюда и проблемы двух лагерей, двух культур, двух идеологий.

Однако, если обратиться к истории, бинаризм господствовал в Европе не всегда. В середине первого тысячелетия н.э. образцом структуры служила Святая Троица, нераздельная и неслиянная, единосущная. Но вирус рационализации, идущий от римского понимания закона, заставлял мыслить истину как документ, а этому мешал дух, присутствие которого делало невозможной желанную общеобязательность. И «решением Восьмого Вселенского Собора в Константинополе в 869 году дух как автономный элемент трихотомии человеческого существа был упразднён путём сведения к душе. Последствия этого решения, указывает К.А.Свасьян, простираются до наших дней, образуя горизонт западной ментальности [1]. Продолжая верить в тринитарного Бога, мы стали мыслить бинарно, дуалистически, альтернативно.

Творческая мысль всегда восставала против засилья дихотомии. Но требовались немалые усилия, чтобы подавлять ставшую привычной склонность превращать различия в непримиримые противоположности. Бинаризм диктует схему "либо - либо", по которой сформировались правила: "кто не с нами, тот против нас", "если враг не сдаётся, его уничтожают", "третьего не дано" и т.п. Бинаризм исходно агрессивен и потому возрастающе опасен. Идеология антагонизма ведёт мир к самоубийству. Кроме того, бинарная схема, внедрённая в привычный стереотип веками анализа, оказалась беспомощной перед проблемой синтеза.

Современный кризис имеет глобальные масштабы, охватывая все страны и все сферы жизни: экономическую, социальную, духовную. И бинарная наука несёт должную долю ответственности за остроту переживаемого кризиса, оказавшись не в состоянии ни предсказать, ни разрешить назревшие проблемы.

Чтобы выйти из этого кризиса, человечество должно освободиться от господства бинаризма, перейти к более жизнеспособной парадигме. Переход к новой стратегии жизни некоторые называет «самой фундаментальной проблемой науки за всю историю человечества» [2].

Бинарная структура, являясь элементарной ячейкой анализа, очевидно недостаточна, когда речь идёт о синтезе. М. Месарович, сербский учёный,  открыл, что любая система в общем случае всегда может быть представлена конечным набором троичных подсистем, общем случае всегда может быть представлена конечным набором троичных подсистем, но двоичными - не всегда.

В связи с этим, обращаясь к более сложным структурам, рассмотрим, прежде всего, тройные комплексы. Здесь мы будем следовать российским авторам H. Г.Баранцеву,  Ю.С.Владимирову, Б.В.Раушенбаху  и др. [3-5].

Одним из направлений в становлении иного мыследеятельного основания современной науки и практики является тринитарный подход. В методологии  научного мышления  возникла идея вероятности «третьего» состояния объекта, порождаемого системностью отношений. Сущность тринитарного подхода состоит в рассмотрении систем в процессе их становления, т.е. в комплексности их существования – не-существования и вероятностного воплощения их промежуточных состояний и смыслов. Простейшей операцией обретения структуры является обретение «строения», т.е. тройственного единства, в результате которого и возникает системная триада: комплекс двух равно-положенных и исходно взаимодействующих элементов и множества их вероятностей взаимо-воплощений.

Диалектика как теория и метод познания действительности реализуется по гегел евской схеме : « Тезис – Антитезис - Синтез ». Противоречия между тезисом и антитезисом, которы е «создают» прогресс в форме синтеза чрезвычайно плодотворны и действительно являются движущей силой любого прогресса в мышлении [6].

Великие философы-матери алисты приписали природе диалектическое развитие, основанное на бор ьбе противоположностей, что свойственно скорее нашей разуму, вследствие его ограниченности, или процессу познания, но не самой природе. И установление противоположности оказывается лишь ограниченны м приёмом исследования [ 6].      

В основе тринитарного подхода лежит принцип триадности как универсальный принцип системного структурирования. На тему тринитарного подхода написано множество работ, но пока стройной теории нет [6 ].

Вторым важнейшим принципом тринитаризма является принцип становления, так как сам факт динамического становления триады и системных образований подразумевает, что в основе становления лежат не устойчивые целостные формы, а переходные, промежуточные.

(Это особенно типично для развивающихся живых и социальных систем).
---

В метафизике и философии всегда присутствовали два подхода к реальности: холизм и редукционизм.

Холизм основан на таком понимании мира, когда целое доминирует, предшествует своим частям. Холизму противостоит редукционизм, в котором единое расщепляется на части, понимаемые более первичными, предшествующими целому.

Оба эти подхода имели важное значение дополняли друг друга в процессе познания мироздания.

Редукционизм доминировал (и продолжает доминировать) в развитии представлений о структуре материи. Достаточно назвать учение об атомно-молекулярной структуре вещества, понимание атомов в виде ядер, окруженных электронными оболочками, протонно-нейтронную модель ядер, кварковую структуру нуклонов и т.п.

Холизм можно усмотреть в трудах античных мыслителей, в стремлениях Р. Декарта и других естествоиспытателей и философов Нового времени построить монистическую картину мира.

Поскольку современная физика сложилась в Европейском регионе, то ей присущ дух редукционизма. В общепринятой физике изучаются тела (частицы), которые находятся не иначе, как в пространстве-времени и взаимодействуют друг с другом через поля: гравитационное, электромагнитное и иные. Это означает, что в основаниях физики закладываются три физические (а точнее, метафизические) категории: пространство-время, частицы (тела) и поля переносчиков взаимодействий.

Допускается изучение свойств пространства-времени без материи, можно также рассматривать свободные электромагнитное и другие поля (без частиц-источников). Отнесём все теории с таким пониманием категорий к триалистической физической (метафизической)  парадигме.

Общая теория относительности и квантовая теория, часто называемые двумя столпами теоретической физики ХХ в., оказались построенными на принципиально различных основаниях.

В общей теории относительности объединяются категории пространства-времени и гравитационного поля, а в квантовой теории – категории полей и частиц. Такие теории естественно назвать дуалистическими. Имея три варианта объединения двух категорий из трех, получаем три типа физических теорий (дуалистических парадигм) или три миропонимания одной и той же физической реальности под разными углами зрения.

1. Назовем теоретико-полевым миропониманием вариант теорий (метафизических парадигм), основанный на объединении категорий частиц и полей. К этим теориям относятся квантовая механика и квантовая теория поля, в которых симметричным образом рассматриваются (бозонные) поля переносчиков взаимодействий и (фермионные) поля частиц. Апогей этого подхода опирается на открытые во второй половине ХХ в. cуперсимметричные преобразования между фермионными и бозонными волновыми функциями. Эта же линия продолжается в столь модных в самом конце ХХ в. исследованиях суперструн и бран.

2. Назовем геометрическим миропониманием взгляд на физическую реальность на базе категорий пространства-времени и полей-переносчиков взаимодействий. Центральное место здесь занимает эйнштейновская общая теория относительности. К этому же классу теорий относятся многомерные геометрические модели физических взаимодействий, называемые ныне теориями Калуцы – Клейна, где кроме гравитации геометризуются и другие виды физических взаимодействий, в 1-ю очередь – электромагнитное.

3. Взгляд на физическую реальность с позиций категорий пространства-времени и частиц назовем реляционным миропониманием. К нему, прежде всего, относится теория прямого межчастичного взаимодействия Фоккера–Фейнмана, основанная на концепции дальнодействия, альтернативной общепринятой концепции близкодействия, воплощенной в теории поля.

Главной целью физиков-теоретиков является построение физической картины мира на основе единой обобщенной категории, однако они идут к этой цели с разных сторон. И это единое целое по-разному «видится» в каждой из этих парадигм: единый вакуум в теоретико-полевом подходе, единая геометрия в геометрическом миропонимании или единая система отношений (структура) в реляционном миропонимании.

В рамках фундаментальной теоретической физики можно разглядеть и сформулировать общие принципы метафизики, имеющие универсальное значение. Некоторые из них :

1. Принцип тринитарности, принимающий вид троичности в редукционистском подходе и вид триединства в холистическом подходе.

2. Принцип фрактальности , состоящий в том, что в каждой выделенной из целого части проявляются свойства всех других частей (сторон целого). Если взять любую из трех ключевых физических категорий, то в представлениях о ней проявляются свойства двух других категорий. Так, категория поля характеризуется областью задания (пространство-время), аргументом (точка, в которой помещается частица) и числовыми значениями (собственно поле).

3. Принцип дополнительности, согласно которому различные дуалистические метафизические парадигмы (миропонимания) не противоречат, а дополняют друг друга. Этот принцип является обобщением известного принципа дополнительности Н. Бора, однако теперь он относится не к двум, а к трем сторонам реальности. В связи с этим хотелось бы напомнить слова из лекции одного из создателей квантовой механики М. Борна, который, обсуждая определение метафизики, данное Б. Расселом («Метафизика – попытка постичь мир как целое с помощью мысли»), писал: «Существуют дополнительные образы, которые одновременно не могут приниматься, но которые, тем не менее, не противоречат и которые только совместно исчерпывают целое. Это весьма плодотворное учение, и при правильном применении оно может сделать излишним многие острые споры не только в философии, но и во всех областях жизни».

При рассмотрении различных разделов теоретической и математической физики обращает на себя внимание проявление принципа тринитарности:

в редукционистском подходе он проявляется в виде принципа троичности, а в холистическом подходе как принцип триединства. Назовем наиболее значительные проявления этого принципа:

1. Физическое пространство имеет три измерения.

2. Время одномерно, однако в нем принято  различать прошлое, настоящее и будущее, то есть опять проявляется троичность.

3. В основе современной космологии лежат три типа однородных изотропных космологических  решений уравнений Эйнштейна: закрытая модель (с 3-мерным пространственным сечением в виде  геометрии Римана), открытая плоская (с  геометрией Евклида) и открытая модель, пространственное сечение которой описывается геометрией Лобачевского.

4. В физике микромира имеют место три вида фундаментальных физических взаимодействий: электромагнитное, слабое и сильное. Сейчас исследуются пути построения единой теории этих трех видов физических взаимодействий. Достигнут несомненный прогресс в объединении электромагнитных и слабых взаимодействий в виде калибровочной модели электрослабых взаимодействий Вайнберга–Салама–Глэшоу.

5. В теории сильных взаимодействий элементарные составляющие частиц – кварки – могут обладать одним из трех цветовых зарядов, что определило название этой теории – хромодинамика.

6. Барионы, частицы, участвующие в сильных взаимодействиях, состоят из трех кварков, которые невозможно выделить отдельно из-за свойства конфайнмента.

7. В классической физике используются три вида размерных величин: длины (сантиметр), времени (секунда), массы (грамм).

8. Можно назвать проявление троичности в виде  широко известной «золотой пропорции», определяемой из отношений трех отрезков, а также в законе построения рядов Фибоначчи или Люка и т.д.

9. Сюда следует добавить также и три вида дуалистических физических (метафизических) парадигм: теоретико-полевую, геометрическую и реляционную.

Этот перечень можно продолжить и  далее. Аналогичное проявление троичности имеет место и в других разделах науки и культуры.

Три начала и три вида философско-религиозных учений

Сформулированные выше принципы метафизики проявляются и в других сферах мировой культуры, в частности, их можно разглядеть в философии.
Анализ показывает, что в философских и религиозных учениях три метафизических начала (категории) выступают в виде следующих систем родственных понятий: (И) идеальное (рациональное) начало, связанное с разумом, (М) материальное начало, бытие, данное в ощущениях, и (Д) духовное начало, воля, вера.

Логика триединства в христианском богословии

Идея о триединстве мира является одной из наиболее устойчивых и распространенных в мифологии и в религии практически всех народов мира. В даосизме она проявляется в виде триграмм, в индуизме это единство Брахмы, Шивы и Вишну, имеется ряд примеров троичности в античной культуре. Троичность ярко выражена в христианском догмате о Святой Троице. Этот ключевой догмат христианства был принят на втором Вселенском соборе в IV в.

Знаменателен и тот факт, что христианские представления о Святой Троице соответствуют сформулированным выше метафизическим принципам, проявляющимся в фундаментальной теоретической физике, если исключить из них те, которые относятся к редукционистскому подходу к мирозданию (метафизические принципы октетности и принцип дополнительности, если последний относить к сопоставлению ролей трех дуалистических парадигм в физике).

Как троица попала в Библию? Её корни уходят …в языческую философию. Диалектика в форме формальной двоичной логики чётко представлена в нагорной проповеди: «Но, да будет слово ваше: «да-да, «нет-нет»; а что сверх этого, то от лукавого». (Мф.5:37).  Действительно, целостного прототипа троицы в библии нет, равно как и убедительного утверждения. Источником являются рационалистические изыскания в свете проблем более поздней ситуации. В отличие от Библии, которая считается инспирированной Богом, идея построения учения о троице принадлежит священнослужителям и первым отцам церкви. Догмат о троице – есть плод христологии, и рассматривать его можно, следовательно, не иначе, как в связи с учением об исторической личности Христа, «как результат стремлений найти какое-либо новое понятие о Боге», ибо пророческое «содержание христианского учения дано в откровении» [ 6]. К роме того, божественная Троица относится к «управлению главны ми сферами окружающего мира», а не к методам его познания.

Итак, тринитаризм – это вера в то, что в одном Боге существуют три Личности, а сама Троица – это тайна, которую наш ограниченный человеческий ум не может понять полностью.  

В статье Б.В. Раушенбаха «Логика троичности» [5] рассмотрены 8 свойств Святой Троицы, которые разделены на 6 логических и 2 внелогических. Нас здесь будут интересовать именно логические свойства Троицы. Приведем формулировку 6 логических свойств, данную Раушенбахом [13, c. 117–129].

1. Триединость . «Это свойство совершенно очевидно, оно говорит о том, что единый Бог и Троица одно и то же».

2. Единосущность . «Три Лица Троицы имеют одинаковую Друг с Другом сущность. Единосущность сводится к тому, что каждое Лицо является Богом».

3. Нераздельность . «По учению Церкви, Ипостаси всегда выступают вместе, и совершенно исключено, чтобы какое-то Лицо действовало отдельно от других».

4. Соприсносущность . «По учению Церкви, Отец, Сын и Св. Дух присутствуют совместно и всегда, то есть обладают свойством соприсносущности».

5. Специфичность . «Суть этого свойства сводится к тому, что, несмотря на единосущность, три Лица не сводимы друг к другу, а каждое обладает своей спецификой».

6. Взаимодействие . «Как уже говорилось, три Лица находятся в предвечном взаимодействии, в котором нам известно лишь то, что сын рождается, а Св. Дух исходит от Отца. <…> Свойство взаимодействия стоит несколько отдельно, отличаясь от всех других, поскольку первые пять свойств обладают качеством определенности и “статичности”. Они четко говорят о состоянии, в то время как последнее отражает факт существования некоторого “процесса”. Шестое свойство нельзя назвать чисто логическим и потому, что оно отражает жизнь Бога в Себе. Неизбежная неопределенность термина “взаимодействие” не препятствует, однако, тому, чтобы понимать, в каком направлении следует анализировать логику троичности» .

На наш взгляд, наименее логически востребованным является свойство «соприсущности». С одной стороны, его можно было бы объединить со свойством «нераздельности» в формулировке, какую дает им Раушенбах. С другой стороны, сам Раушенбах пишет: «При желании последние свойства – соприсущность и специфичность – можно было бы объединить в одно: неслиянность (неслиянность Лиц и неслиянность их действий)».

Можно утверждать, что первое из названных свойств триединость соответствует метафизическому принципу тринитарности, который в холистическом подходе означает триединство. Свойство единосущности можно сопоставить с метафизическим принципом фрактальности, свойство нераздельности – с принципом цельности, а свойство взаимодействие – с метафизическим принципом развития.

 Троица человеческая

олицетворяет собой три начала, три измерения, соотнесённые между собой системно (наподобие  треугольника). Человек являет собой три нераздельно связанные между собой ипостаси: 1) животную; 2) социальную; 3) духовную и разумную (через социум).

Час то говорят о трёх частях человеческого существа – э то его дух, душа и тело. Ап. Павел говорит: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока» (I Фессал. 5, 23). Дух, душа и тело соединены в человеке по иерархическому принципу: дух есть высшее начало, а тело — низшее начало, душа занимает промежуточное положение, и её задача — осуществление посредничества между духом и телом. Душа непосредственно связана с телом, а дух — через посредство души.

К целостности мышления на основе тринитарности

Целостное мышление есть органическое единство интуитивного, эмоционально-образного и словесно-логического мышления.

Интуитивное мышление есть такой вид мышления, при котором непосредственно усматривается смысл, выводы, чувствуются их обязательность без рассуждений и логических посылок. Интуитивное мышление характеризуется тем, что в нём отсутствуют чётко определенные этапы. Оно основывается обычно на свёрнутом восприятии всей проблемы сразу. Человек достигает ответа, мало или вовсе не осознавая тот процесс, посредством которого он получил этот ответ. Как правило, интуитивное мышление основывается на знаниях в соответствующей области.

   Эмоционально-образное мышление способно к мгновенному воссозданию образа целостной ситуации, оценки её значимости. Для этого нужны особые психологические механизмы восприятия реальности, позволяющие собирать информацию об объекте в целостный образ, минуя недостающие связи. Важна роль воображения, интуиции, ассоциативности.

Словесно-логическое (понятийное) мышление часто называют вершиной развития мышления человека. Используя этот вид мышления, человек может анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивая предмет, ситуацию, явление, как со своей точки зрения, так и с других точек зрения. Этот вид мышления движется от частного к общему и наоборот, т. е. человек использует индуктивно-дедуктивный способ мышления. Характерна иерархизированность: выделение главного, подчинение ему второстепенного. В речи преобладают сложноподчинённые предложения. Проявляется чувствительность к логическим противоречиям, адекватно понимается переносный смысл.

А в систематизации знаний: тринитаризм – это учение о триединстве целого [ 6].

Завершу доклад словами В.И. Вернадского, который в своей статье «Научное мировоззрение» писал: «Научное мировоззрение развивается в тесном общении и широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человечества. Отделение научного мировоззрения и науки от одновременно или ранее происходившей деятельности человека в области религии, философии, общественной жизни или искусстве невозможно. Все эти проявления человеческой жизни тесно сплетены между собою и могут быть разделены только в воображении» [Вернадский В.И. Научное мировоззрение // На переломе: (Философские дискуссии 20-х г, c. 167].

Литература

1. К.А. Свасьян, Становление европейской науки. М., 2002, 440 с.
2. Н. Н.Моисеев, Современный рационализм. М., 1995, 376 с.
3. Р.Г. Баранцев, Системная триада – структурная ячейка синтеза //Системные исследования. Ежегодник 1988. М., 1989, 193-210. Системная триада дефиниции // Международный форум по информации и документации. М., 1982, 7:1, 9-13. Универсальная семантика триадических структур в науке-искусстве-религии // Языки науки – языки искусства. М., 2000, с.61-65. Принцип неопределённости-дополнительности-совместности в тринитарной методологии // Прикладная философияи социология, Ульяновск, 2001, с.48-50. См. также: Научные труды РИМЭ, Рига, 2001, вып.5. С.91-95. Cтановление тринитарного мышления // «Академия Тринитаризма», М., Эл №77-6567, публ.14882, 23.09.2008.
4. Ю.С.Владимиров, Основания физики. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. Метафизика. – 2-е изд. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009. Геометрофизика. – 2-е изд. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010.
5. Раушенбах Б.В., Логика троичности // Борис Раушенбах. Пристрастие. – М.: Изд-во «Аграф», 2000, стр. 117–129.
6. Василенко С.Л., Никитин А.В., От диалектики к поли(а)лектике  и назад…в будущее // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77- 6567,публ.16329, 01.02. 2011.