ВОЗВРАЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЕГО ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ СОСТОЯНИЮ

Георгий Яковлевич Репецкий

Авторитетный источник ответов

            В целом, все мы согласны с тем, что, хотя жизнь и преподносит нам много приятных моментов, все же в ней случается и немало потрясений. Все мы время от времени проходим через тяжелые, порой мучительные периоды, и нередко задаем себе вопрос: «Почему я должен все это терпеть? Почему люди во всем мире вынуждены страдать, когда их жизнь могла бы быть намного лучше?» Мы все ощущаем, что с человечеством далеко не все в порядке. Что-то сбило всех нас с желаемого курса по направлению  к счастью и благополучию, которых мы жаждем всем сердцем и тратим большую часть своей жизни на их поиск и достижение. Да, что-то пошло не так - но как наилучшим образом объяснить, что именно и почему?

            Мы, христиане, убеждены, что существует только один авторитетный источник, дающий верные ответы на подобные вопросы. Мы считаем Библию единственным письменным источником истины, дающим прямые и правдивые ответы на вопросы, вызванные различными жизненными ситуациями, и причина этого заключается в том, что Библия – это Слово Божие, обращенное к людям. Дорогой читатель, возможно, Библия и не является лично для Вас чем-то подобным, но сегодня я бы хотел предложить Вам серьезно рассмотреть те доводы, которые эта книга предлагает в качестве объяснения причин положения вещей в современном мире. Ознакомившись с библейскими доводами, Вы сможете лучше оценить их, сопоставив с собственной жизнью, и сделать Ваши личные выводы о том, насколько они соответствуют истине.

Сотворение первых людей

            Буквально из первых страниц Библии мы узнаем об основных причинах нашего несчастья. Но перед тем как назвать их, давайте сначала разберемся с вопросом появления человека на Земле. Сегодня популярна идея о том, что человек появился на Земле в процессе эволюции, но Библия совершенно определенно отвергает такую мысль, утверждая, в свою очередь, что первые люди появились на Земле, будучи сотворены Богом, Который поместил их в прекрасную среду обитания. В первой главе книги Бытие мы читаем следующее о сотворении человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».[1]

            В этих словах заключена жизненно важная истина об источнике наших основных характеристик, качеств и способностей, которые и определяют нас как людей. Знакомясь с библейским описанием первых людей, мы видим, что они были помещены в совершенную, еще ничем не испорченную среду обитания. Написано: «И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал».[2] Присущая Богу моральная чистота и совершенство нашли свое отражение и в брачных отношениях первых людей. Тот факт, что, как мужчина, так и женщина, были обнаженными в присутствии друг друга, воспринимается как нечто абсолютно естественное и нормальное, и отражено в следующих словах: «Человек и жена его были оба наги, и не стыдились».[3] Мы также узнаем, что Бог решил сотворить первых мужчину и женщину по Своему образу. Это означает, что человек обладает, по меньшей мере, несколькими атрибутами, присущими Богу-Творцу.

В свою очередь, это порождает вопрос: а какими же именно качествами Бога обладает человек, и в чем конкретно отражается Его образ? Вот какими…

            Во-первых, образ Бога отражается в способности человека рассуждать. Каждый человек способен мыслить автономно. Люди совершают выбор и принимают решение действовать так, или иначе, взвешивая при этом возможные последствия своего выбора – и используют для этого именно Богом данную способность размышлять. С помощью такой способности к анализу, человек оценивает жизненные обстоятельства и делает практические выводы о том, как именно надлежит поступить в той или иной ситуации. Бог дарит способность рассуждать каждому, хотя в каждом отдельном человеке такая способность проявляется индивидуально – присущим именно данному человеку образом.

            Во-вторых, человек обладает моральным обликом Бога, который он способен проявлять. Мы все живем с осознанием того, что хорошо и что плохо, и определяем для себя, как стоит и как не стоит поступать. Конечно, порой люди определяют хорошее и плохое на свой лад, но тем не менее все мы единодушно соглашаемся с основными моральными принципами, стараемся жить в соответствии с ними и ожидаем того же от других людей, с которыми поддерживаем взаимоотношения. Откуда же у нас эти ощущения и знание того, какое именно поведение является моральным? Библия говорит, что все это пришло к нам от Бога-Творца, вложившего в наш дух осознание принципов морального, правильного поведения. В наших взаимоотношениях с другими людьми мы руководствуемся определенным моральным кодексом, по причине того, что Сам Бог наделил наш дух знанием того, что хорошо и что плохо.

            В-третьих, в связи с вышеописанным, любой человек обладает способностью делать выбор между добром и злом. Он прикидывает варианты и избирает манеру поведения, которую сам считает мудро выбранной и правильной. Ежедневно мы принимаем решения - что нужно сделать, как и когда. Откуда у нас эта способность делать свободный выбор? От нашего Творца!

            В-четвертых, образ Божий отражается также и в нашей способности устанавливать и поддерживать взаимоотношения с другими людьми. Ведь в Боге мы видим то же самое. Бог-Творец описывается в Библии во множественном числе. Мы уже прочли Его слова: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему».[4]Почему здесь используется подобная терминология: «сотворим… Наш образ, Наше подобие»? Потому что Бог, будучи Единым, существует в трех Лицах, трех Личностях. Библия указывает на триединство Бога: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух. Эти три Лица поддерживают между Собой личные взаимоотношения, и наша человеческая способность иметь такие же отношения с другими людьми дана нам Богом-Творцом.

            Пятая данная Богом способность связана с Его нам указанием господствовать над планетой Земля и всем ее животным миром - то есть над всем, что Он для нас создал. Это особенно значимо, потому что тем самым человек определяется как венец Божьего творения; таким образом, Бог просит человечество руководить сотворенным Им миром мудро, внимательно и ответственно. Когда люди употребляют природные ресурсы в соответствии с открытой им волей Бога, они, как правило, живут счастливо и не причиняют друг другу вреда. Если же они начинают противиться Его воле, жизнь обычно приносит им проблемы и печали. Эдемский сад, куда Бог поместил первую пару, Адама и Еву, был совершенным миром, и обладал огромным потенциалом для их личного счастья. Это именно то состояние, которого мы жаждем и к которому стремимся.

Грехопадение и его последствия

            Вначале Адам и Ева находились в тесных отношениях с Богом. Мы не знаем, как долго это продолжалось, потому что в Библии ничего об этом не сказано. Но однажды между Богом и этими первыми людьми произошло ужасное несчастье. Тесные отношения между Богом и людьми были нарушены и внезапно прекращены. В результате, вместо желания общения с Ним, Адам и Ева вдруг стали испытывать страх по отношению к Богу;          они спрятались от Него. Они нарушили Божью заповедь, и именно это Библия называет грехом. В христианских кругах мы называем это событие в жизни первых людей Грехопадением Человека или просто Грехопадением. Взаимоотношения между Богом и людьми ухудшились. И результаты изменения этих отношений во многом оказались плачевными для людей.

            Что же именно произошло? Мы читаем,что Бог произрастил «дерево познания добра и зла» в центре Эдемского Сада и запретил Адаму и Еве есть его плоды. Вот что об этом сказано в Библии: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».[5] Зачем Бог произрастил такое дерево в саду? Для какой цели Он его туда поместил, если, очевидно, с самого начала знал, что именно в конечном итоге произойдет в жизни этих первых людей? Ответ заключается в том, что Бог, тем самым, дал им возможность сделать свободный выбор. Адам и Ева не были роботами, выполняющими волю Творца автоматически, без участия собственной мысли. Они рассуждали и лично решали, как поступать и как не поступать. Почему такая способность была так уж необходима Адаму и Еве? Потому что им было нужно проявить уважение и любовь к Создателю по собственной воле. Именно поэтому Бог поместил «дерево познания добра и зла» в самом центре, и эти первые люди получили возможность либо подчиниться Божьему повелению, либо ослушаться Его.

            Далее Библия повествует нам о том, что еще до грехопадения человека зло проникло в Эдемский Сад; оно явилось Еве в виде змея. Таким было появление злобного противника – сатаны. Ему удалось убедить Еву, что она не умрет, вкусив запретный плод. Об этом моменте искушения мы читаем следующее: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».[6] Нарушив Божью заповедь, эти первые мужчина и женщина внезапно ощутили стыд друг перед другом и перед Богом. Они осознали, что совершили непоправимую ошибку, и ничего уже нельзя вернуть назад.

            В наказание за непослушание Евы Бог сказал ей, что она станет рожать детей в мучительной боли, и будет постоянно испытывать влечение к своему мужу, который станет господствовать над ней. Адаму Бог сказал, что тот будет тяжело работать, возделывать землю, чтобы прокормить себя и других. Адам и Ева были изгнаны из Эдемского Сада, и для них наступили тяжелые времена. Внезапно они столкнулись с огромными страданиями – с чем-то, чего они никогда ранее не испытывали. Нарушив Божью заповедь, они не умерли физически в тот же миг, но пережили определенную духовную смерть. В чем именно эта смерть заключалась?

            Во-первых, в том, что они лишились тесных личных отношений с Богом. Библия называет это духовной смертью. После грехопадения Адам и Ева укрылись от Бога и, ведомые страхом, не пожелали более встречаться с Ним.[7] Эта составляющая духовной смерти передалась их потомкам, и даже сегодня все мы ощущаем ее довольно остро. Она проявляется в том, что изначально мы не ощущаем наличия у нас каких-либо взаимоотношений с Богом и, в общем-то, даже и не ищем их. Это наглядно демонстрирует то факт, что мы приходим в этот мир, уже находясь в состоянии духовной смерти – по отношению к Богу и Его присутствию в нашей жизни. Вследствие грехопадения Адама и Евы человечество получило присущую всем нам склонность к греху. В результате непослушания греховность стала их естественным состоянием, и это состояние они передали последующим поколениям. Мы ощущаем эту предрасположенность к греху в себе, так как мы тоже родились с уже заложенной в нас тягой к неповиновению Богу, которая, в свою очередь, приглушает в нас осознание нужды в поиске Бога и личных взаимоотношений с Ним. Апостол Павел напоминал верующим, что, до того как услышать Слово Божье и обратиться, они оставались в состоянии духовной смерти вследствие своих дурных поступков и грехов.[8] Нарушив Божью заповедь, Адам и Ева умерли духовно, превратившись в грешников перед лицом Того, Кто совершенен, безгрешен и праведен. Библия учит нас, что в результате этого всякий человек находится в таком состоянии, когда он должен осознать и признать себя грешником перед праведным Богом, а также лично обратиться к Богу посредством покаяния и прийти к Нему через веру в Его Сына, Иисуса Христа. Всякий человек должен принять Иисуса Христа как своего личного Спасителя, Господа и Учителя.

            Во-вторых, ослушавшись Бога и пережив духовную смерть, Адам и Ева остались определять для себя сами, что отныне для них греховно, а что нет. Хотя это право принадлежит исключительно Богу. Вкусив запретный плод, они, тем самым, отказались признать это Божье право. Да, сатана действительно завлек их обманом. Поддавшись на его искушение, Ева сорвала плод с дерева, ела его сама и дала своему мужу. Но, несмотря на ту роль, которую изначально сыграл в этом деле сатана, факт остается налицо – Адам и Ева решили совершить именно то, что Бог им запретил. В результате, их тесные отношения с Ним были разрушены. Библия называет подобный акт неповиновения Богу грехом. Каждый из нас время от времени совершает и повторяет ту же ошибку. Мы не обращаем никакого внимания на Бога и Его волю и проживаем наши жизни так, как сами пожелаем, тем самым все более и более отдаляясь от Него. В результате этого мы сталкиваемся с огромным количеством проблем. В сущности, мы становимся своими собственными законодателями, присваивая себе то право, которое принадлежит исключительно нашему Богу-Творцу. Подобные решения и поступки греховны перед Богом и людьми.

            В-третьих, первый союз между мужчиной и женщиной претерпел духовную и «социальную» смерть, приведшую к сложностям в их отношениях. Впервые в жизни эта пара узнала на деле, что такое конфликт друг с другом. После грехопадения Адама и Евы, Бог пришел к ним, но они, испытывая чувство стыда, друг перед другом и перед своим Творцом, быстро попытались спрятаться от Него. Он спросил их, не ели ли они плода с дерева познания добра и зла. Адам ответил, что ели, но возложил всю вину за это на свою жену и на Бога, за то, что Он ему ее дал. Она первая сорвала плод с этого дерева, вкусила сама, а потом дала ему. Когда Бог спросил Еву, что она сделала - она ответила, что это сатана виноват в ее поступке, потому что это он соблазнил ее, подтолкнув сорвать запретный плод и съесть его. Друг мой, не точно ли так же поступаем и мы, когда согрешим, и кто-то укажет нам на наш проступок? Мы всегда склонны винить других, а не себя, когда нам следовало бы, глядя правде в глаза, признать свою вину и ответственность за нее перед Богом. Когда мы решаем сделать что-то, что доставит нам личное удовольствие, слишком часто это приводит нас к конфликту с Богом и другими людьми. Иаков пишет о наших греховных желаниях: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений».[9] Мы часто настаиваем на своем, что нередко приводит к раздорам с другими людьми, все более отдаляя нас друг от друга.

            Человечество сейчас переживает последствия так называемой «четвертой смерти» - смерти экологической, уже охватившей нашу планету. Когда первые люди согрешили, Бог выслал их из Эдемского Сада, и они были вынуждены начать тяжелый труд, чтобы добыть себе необходимое пропитание и выжить. Бог сказал Адаму: «за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».[10]

            Пятый вид смерти, переживаемой человечеством – это смерть физическая. Однажды наступит день, когда все мы умрем. Мы стареем, наше тело дряхлеет, и рано или поздно один или несколько наших жизненно важных органов отказывают, и мы умираем. В Эдемском саду, когда Адам и Ева еще оставались безгрешными, не было и намека на смерть. Бог предусмотрел для них вечную жизнь, но они согрешили, тем самым подвергнув себя окончательному наказанию за грех – физической смерти. Тут стоит упомянуть учение Библии о том, что со смертью тела человеческая жизнь не прекращается. Мы переходим в загробную жизнь, в которой полностью сохраняем сознание, и направляемся в одно из двух мест: либо на небеса, где вечно будем жить с Господом Богом, либо в ад, в который также будут брошены сатана и его сподвижники – бесы.

            Шестой вид смерти – это вечные муки в аду. Библия учит нас, что «плата за грех – смерть».[11] Это означает, что наступит время, когда те, кто не раскаялся перед Богом и не уверовал в Его Сына, войдут  в состояние, которое Библия называет «второй смертью». В 20 главе книги Откровения мы читаем о том, что все умершие явятся перед Божьим Троном, и будут открыты Небесные книги. Каждый человек будет судим  в соответствии с написанным о нем или о ней в этих книгах, и в соответствии с тем, как он прожил земную жизнь. Мы читаем следующее: «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть, и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное».[12] Апостол Павел утверждал, что те, кто не искал Бога и не был послушен Евангелию во время своей земной жизни, подвергнутся вечному наказанию. Нам надлежит избежать подобного конца, следуя Божьими путями, открытыми нам.

Основные жизненные вопросы

            Из вышеописанного видно, что Библия раскрывает историю человечества и его удел. Многие, слышащие подобное объяснение, заявляют, что они не воспринимают первые несколько глав Библии как исторический документ. Они полагают, что Адама и Евы никогда не существовало. По их мнению, это лишь легенда, оставленная нам для назидания. Возможно, и Вы, уважаемый читатель, придерживаетесь такого же мнения. В данном буклете мы не рассматриваем вопрос исторической достоверности Библии, равно как и то, стоит ли считать ее первые главы легендой, но полагаем, что история Адама и Евы имела место на самом деле.  Так или иначе, по одному вопросу мы все же можем достигнуть согласия. Рассмотрев то, что сказано в первых главах Библии о духовном состоянии человека, мы не можем не признать, что многое из этого очевидно в современном обществе. К примеру, если Бог существует, то невозможно не согласиться, что мало кто сегодня знает Его и поддерживает с Ним личные отношения. Фактически, большинство людей в основном не живут в соответствии с Его моральными принципами.

            Кроме того, многие люди, работая – и нередко работая тяжело – не получают особого удовлетворения от своей работы, и не достигают счастья. Они работают лишь для того, чтобы прокормиться. С другой стороны, мы надеемся, что наша работа, наши добрые поступки и достижения, будут кем-нибудь замечены и оценены по достоинству; возможно, кто-нибудь даже поблагодарит нас за нашу работу. Чаще всего, люди хотят, чтобы их труды и вся жизнь не прошли понапрасну, но принесли что-нибудь хорошее хоть кому-нибудь. Как бы мы ни старались обрести смысл своей жизни, всех нас мучит одна и та же вещь. А именно – тот неоспоримый факт, что однажды мы умрем. Размышляя об этом, мы спрашиваем себя: «Кто запомнит меня и мои труды, когда я уйду?» Казалось бы, спустя определенное время мои добрые дела будут забыты. Но есть вопрос, который беспокоит нас еще больше: «Что будет со мной, когда я умру? Перейду ли я после смерти в загробную жизнь? Получу ли я какую-нибудь награду за мои искренние усилия служить и помогать другим здесь, на Земле? Кто может дать мне исчерпывающие ответы на эти вопросы?»

            Тут мы можем лишь повторить то, в чем абсолютно убеждены: именно Библия дает нам истинные, настоящие ответы. Именно Библия повествует о том, как наши жизни могут измениться, и как каждый из нас может вернуться к первоначальному состоянию человечества, когда греха еще не было, и первые люди жили счастливо в тесном общении со своим Создателем.

Закон Божий и его роль

            Первое и основное, в чем нас убеждает Библия – этот тот факт, что все мы, без исключения, являемся грешниками перед лицом совершенного и праведного Бога. Если это так, то, кажется, лучшее, что мы можем сделать – это вернуться к Богу. Но как? Будучи послушны Ему, исполняя все заповеди, данные нам в Его законе. Но на деле это вовсе не так просто, потому что мы сталкиваемся с массой различных сложностей. Почему? Потому что, как бы мы ни старались делать все необходимое для этого, как бы ни пытались с абсолютной решимостью жить в соответствии с законом Божьим, мы все равно не в силах исполнить его досконально. У нас просто нет ни сил, ни способностей, с помощью которых мы могли бы исполнить все требования Божьего закона. Апостол Павел прочувствовал это на личном опыте и написал по этому поводу следующее: «Доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех».[13] Под словом «грех» он подразумевает здесь ту власть и контроль, которую имеет над ним его греховная натура. Этот опыт апостола присущ нам всем.

            Если это так, зачем вообще был дан Божий закон? Апостол объясняет это следующим образом: «Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею. Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди».[14] Тем самым, апостол Павел подтверждает, что закон Божий помог ему понять, что никто не в силах по-настоящему исполнить все его требования. Фактически, вместо того чтобы побудить его к исполнению заповедей, Божий закон лишь пробудил в нем осознание его пристрастия к греху. Это что-то сродни тому, когда отец или мать говорят своему ребенку не делать того-то и того-то. Услышав «правило», ребенок поступает наоборот. Когда родители не устанавливают какого-то определенного правила, ребенок и не стремится его нарушать. Примерно таким же образом и наша предрасположенность к греху пробуждается в нас, когда для нас устанавливают определенные правила – даже если это Божьи правила.

            Как же именно это происходит? Именно так: наша греховная природа поднимает внутри нас свою голову и побуждает нас к неповиновению Богу. Сатана посредством нашей греховной природы одурманивает нас, подбивая нас к подмене всего святого, доброго и праведного плохим, нечистым и грешным. Некоторое время нам может казаться, что мы угождаем Богу, стараясь исполнять требования Его закона, но очень скоро мы осознаём свою неправоту. Мы бессильны исполнить все Его требования. Многие люди ощущают некое расположение к Богу, но, к сожалению, нарушают Его заповеди. В Божьем Слове сказано: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем».[15]

            В таком случае, мы снова возвращаемся к вопросу: зачем был дан Божий закон? Ответ мы находим в словах апостола: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя».[16] Вот в чем загвоздка! Оказывается, Бог дал человечеству Свой закон, чтобы мы могли на личном опыте убедиться, что нет у нас ни сил, ни возможности в совершенстве исполнить волю Бога. Его закон осуждает нас за наше непослушание, но мы бессильны изменить свою греховную натуру, которая заставляет нас грешить. Нам открывается наша неспособность  в совершенстве исполнить все требования Божьего закона. Вот что откровенно пишет апостол Павел: «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех…[17] закон, ослабленный греховной природой, был бессилен».[18] Безуспешно пытаясь исполнить Божий закон, мы можем прийти лишь к одному заключению: мы – бессильные грешники, нуждающиеся в Божьей помощи. Нам нужен Спаситель и Помощник! Но существует ли таковой? Слава Богу, да!

            Апостол Павел пишет: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим».[19] Иисус Христос – наша единственная надежда на освобождение от слабостей нашей греховной природы, от наказания за грехи и от самого ада.

Иисус Христос – чудесный Спаситель

            Уважаемый читатель, нам нужен Спаситель. Библия утверждает, что Бог послал Своего Сына на Землю, посредством воплощения через Его мать Марию, чтобы сделать Его великим Спасителем грешников. Ежегодно мы отмечаем Его рождение, которое, с одной стороны, было совершенно обычным, с другой же – оказалось замечательным и просто уникальным. Он провел первые годы со Своими земными родителями, а затем встал на личный путь духовного служения. Он избрал двенадцать учеников, которые провели с Ним более трех лет, слушая Его проповедь Слова Божия, обращенную как к ним, так и ко многим другим. Он вознесся на небеса, а Его ученики стали известны как апостолы. Некоторые из них написали послания, которые позже стали частью Библии.

            Иисус Христос был одновременно и человеком, и Богом. Однажды, когда иудейские фарисеи спросили Его, Кто Он, Он ответил: «Истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь».[20] восприятии иудеев, подобное заявление мог сделать о Самом Себе лишь Бог-Творец. Поэтому фарисеи восприняли эти слова Иисуса как заявление о Себе как о Боге. Именно поэтому они тут же схватили камни, чтобы побить Его за Богохульство, но время умирать для Него тогда еще не наступило. В тот момент Он просто молча ушел от них. Позже апостол Павел написал, что Иисус есть «образ невидимого Бога».[21] Автор послания к Евреям провозглашает, что Он - «сияние Божьей славы и образ ипостаси Его».[22] Иисус Христос был Богом, но также называл Себя Сыном Человеческим, что подчеркивало человеческую природу Его Личности, также присущую Ему. Таким образом, мы видим в Иисусе Христе истинного Бога и истинного Человека.

            Будучи Богочеловеком, Он жил на Земле абсолютно безгрешной жизнью. Из всех людей лишь Иисус Христос исполнил все требования Божьего Закона. В пользу этого свидетельствовали и апостолы. Апостол Петр, к примеру, пишет о Христе следующее: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его».[23] Почему это важно? Потому что Бог-Отец предопределил Его к жертвенной смерти за грехи все людей.[24] Мы читаем слова, произнесенные Божьим пророком Иоанном Крестителем, который, увидев приближающегося к Нему Иисуса, сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».[25] Позже апостол Петр писал о Христе: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились».[26]

            Во времена Ветхого Завета Бог установил ритуал жертвоприношения, для которого священник отбирал здорового ягненка и пронзал его, проливая кровь, посредством чего люди получали очищение от грехов. Так как Иисус Христос, Спаситель, умер на Кресте как непорочный Агнец Божий, мы теперь можем получить прощение наших грехов и быть приняты в Божью семью. Апостол Павел отмечает, что: «в Нем мы имеем искупление Кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его».[27] Бог спасает нас от гибели в аду, через Своего Сына Иисуса Христа, пролившего Кровь на Кресте, принеся за нас жертву. В вышеупомянутом отрывке апостол напоминает нам о Божьей благодати, в которой проявилась благосклонность Бога к нам, понимание Им наших нужд. Бог изливает Свою благодать на ищущих Его и обращающихся к Нему с покаянием и верой в Иисуса Христа как Спасителя - то есть, на принимающих Его своим личным Спасителем и Господом. Никто из нас не может заслужить Божью благодать – она дается свободно любому, кто принимает Христа. Благодать – это Божий дар.

            Легко утверждать, что Христос одновременно и Бог, и Человек, и что Он прощает людям грехи – но существуют ли тому хоть какие-то доказательства? Самым главным доказательством является факт воскресения Иисуса Христа из мертвых! Не существует никакого другого религиозного лидера, который утверждал бы, что он восстал из могилы. Лишь Христос пережил и доказал это. Апостол Петр в подтверждение этому написал: «Этого Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели».[28] Таким образом, воскресение Христа из мертвых подтверждает Его божественность и власть прощать наши грехи. Уверовавшие в Него чувствуют Его спасительную силу - укрепляющую их силу прощения. Они начинают новую жизнь с Богом, как пишет апостол Павел: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое... как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни».[29] Эта новая жизнь начинается с обращения человека к Богу с покаянием, в котором он признает свою греховность и с верой принимает Иисуса Христа своим личным Спасителем.

            Теперь не только наши грехи прощены, но Бог еще и дает нам силы жить праведной жизнью. Иными словами, теперь мы не просто стараемся исполнить все Божьи заповеди, но доверяемся Его силе, получая, таким образом, способность жить праведной жизнью в соответствии с Его заповедями. Означает ли это, что, уверовав, мы перестаем грешить? Нет, не обязательно, потому что мы все еще остаемся людьми с греховной натурой. Но это означает, что, обратившись к Христу, мы более не должны жить под властью нашей греховной натуры, но под контролем нашего Спасителя. Божественная сила, которой мы не обладали ранее, теперь дана нам, чтобы мы могли жить праведной жизнью христианина.

            Воскресение Христа из мертвых служит доказательством того, что Бог победит все зло и приведет всех грешников к ответу за их неверие и грехи. В Библии сказано, что Бог победит сатану и его слуг, и бросит их в ад. Также Библия говорит, что грешники, которые во время своей земной жизни не покаялись перед Богом и не уверовали в Иисуса Христа, также будут брошены в ад. Те же, кто в земной жизни покаялись и приняли Иисуса Христа своим личным Спасителем и Господом, прожив свои дни под Его властью, войдут в счастливую вечную жизнь. Апостол Павел пишет по этому поводу: «ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых».[30] Так, Бог накажет всякого грешника и вознаградит каждого, кто обратился к Нему, уверовав в Иисуса Христа и приняв Его своим личным Спасителем и Господом.

Что нам делать

            Если все описанное в Библии окажется правдой, то нас не может не интересовать вопрос: что же должен сделать каждый из нас, чтобы получить эту счастливую вечную жизнь? Библия дает нам четкий ответ на этот вопрос.

            Во-первых, каждый человек должен уверовать в Иисуса Христа, то есть принять Его своим личным Спасителем и Господом. Это означает согласиться с тем, что Библия говорит об Иисусе Христе и принять, как факт, что Иисус есть Христос (обещанный Мессия), Божий Сын и Спаситель, Который принес за нас жертву. Таким образом, человек выражает веру в то, что через Христа он получит прощение грехов и спасение. Иисус Христос входит в верующего посредством Святого Духа и дарует ему духовное возрождение к новой, измененной жизни. Так верующему даруется то, что Христос называет «рождением свыше», то есть новое духовное рождение через Святого Духа.[31]м

            Во-вторых, нам нужно обратиться к Богу с покаянием, попросить Его простить нас за совершенные грехи. Вот как это требование было озвучено апостолом Петром: «Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши».[32] Мы знаем, что, благодаря жертвенной смерти Христа, каждый, кто исповедует свои грехи, получает от Него прощение. Исповедь означает признание верующим того факта, что он – грешник перед лицом святого и безгрешного Бога, и прошение о прощении. Это также означает решимость человека прекратить греховную жизнь, с мольбой к Богу о силах для праведной жизни в соответствии с Божьим замыслом, чтобы освободиться от власти сатаны. Для раскаявшегося грешника начинается новая жизнь под руководством Святого Духа.

            Давайте остановимся на мгновение и попытаемся кое-что для себя прояснить. Божье слово говорит нам, что человек, обратившись к Богу, уверовав в Иисуса Христа и приняв Его как личного Спасителя и Господа, не сразу теряет склонность к греху. Даже верующие порой грешат, но теперь они должны бороться со своими греховными наклонностями и, в конечном итоге, освободиться от них. Но наша борьба с грехом продолжается до самой смерти. Согрешив, верующий может получить прощение, если будет готов исповедать совершенный грех или грехи перед Богом. Апостол Иоанн пишет: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».[33]

            Означает ли это, что теперь верующий получил возможность грешить регулярно и постоянно, каждый раз раскаиваясь в одном и том же грехе, тем самым не проявляя серьезной готовности избавиться от него? Конечно же, нет. Если человек постоянно возвращается к одному и тому же старому греху, а потом всякий раз спешит к Богу за прощением, то такое «покаяние» чаще всего означает нежелание верующего действительно расстаться с этим грехом и несерьезность намерения прекратить его совершать. Апостол Иоанн по этому поводу написал: «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его… Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога».[34] Очевидно, тут Иоанн утверждает, что истинно верующий не совершает постоянно один и тот же грех, потому что, с Божьей помощью, борется с любым проявлением греха и со временем побеждает его, пользуясь силой и живя под руководством Святого Духа, а не под властью своей греховной натуры.[35] Что подразумевается под фразой: «не может грешить»? Очень просто – новая жизнь по библейским заповедям. К примеру, в одном отрывке апостол Павел пишет: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его».[36] Если мы действительно серьезно желаем расстаться с нашими грехами и молим Бога простить нас, Он Духом Своим Святым поможет нам одержать над ними победу.

            В-третьих, каждый человек должен исповедовать Иисуса Христа своим личным Спасителем и Господом, в соответствии со словами апостола Павла: «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют к спасению».[37] Этим мы свидетельствуем перед другими людьми о своей вере в Иисуса Христа, как нашего Спасителя и Господа, продолжая приносить Ему славу всей своей жизнью. Мы должны сохранять верность Ему даже во времена гонений и насмешек над нами за нашу веру. Сам Иисус утверждает нас в нашей вере, заявляя: «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным».[38]

            Четвертым условием является водное крещение. Во времена апостолов все, кто уверовал во Христа, принял и исповедовал Его своим Спасителем и Господом, были крещены в воде. Греческое слово, соответствующее «крещению» - баптизо – подразумевает именно процесс полного погружения в воду. Таким образом, тот, кто проводит крещение, полностью погружает принимающего крещение в воду, а затем поднимает его из воды. Крещение имеет глубокое духовное значение для верующего. Погружение в воду символизирует для человека конец его старой эгоцентрической жизни, умерщвление, а подъем из воды – воскресение вместе с Христом силой Святого Духа для новой, праведной жизни. В книге Деяний Апостолов мы читаем ответ Петра на вопрос, который задали ему его слушатели: что же нам делать? Вот что он сказал: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа».[39] Апостол Петр также касается темы крещения в своем послании: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа».[40]

            Существует еще одно важное условие. Даже учитывая тот факт, что Святой Дух живет внутри нас, помогая нам вести богоугодную жизнь, мы и сами должны изо всех сил стремиться быть верными Богу и Иисусу Христу до конца своих дней. В книге Откровения мы читаем: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни».[41] Венец жизни служит здесь символом Божьей награды, которая будет получена в Его небесном Царствии. Бог не забирает человека, уверовавшего во Христа, с Земли на небеса. Он оставляет верующего на Земле по двум причинам. Во-первых, для того, чтобы человек развивался и возрастал в своей христианской жизни; во-вторых, чтобы он мог послужить Богу и другим людям. Это позволяет верующему извлечь из земной жизни многие уроки и подготовиться к вечной жизни на небесах.

Возвращение к первоначальному состоянию

            Что именно происходит, когда человек обращается к Богу и Христу, и начинает исполнять библейские заповеди? Такой человек получает те самые Божьи благословения, которые первые люди получили до грехопадения. Иным словами, то, что было утеряно в Эдеме, снова обретается теми, кто сегодня верует в Иисуса Христа.

            Каждый человек начинает свою жизнь вне связи с Богом, из-за того, что наши прародители, Адам и Ева, согрешили и лишились этой тесной связи с Ним. В результате, они передали всем нам в наследство греховную натуру, которая побуждает нас грешить, вместо того чтобы жить в соответствии с волей Бога. Тот, кто услышал благую весть, то есть евангелие Христа, и обратился к Богу через веру в Иисуса Христа как Спасителя, вступает с Ним в тесные взаимоотношения. Верующий знакомится с Богом и постепенно возрастает в познании Его, при условии, что он регулярно и внимательно читает Библию. Его отношения с Христом и Богом углубляются и крепнут. Сила Божья, действующая Духом Святым в жизни верующего человека, продолжает уменьшать влияние на него греховной натуры, и Бог все дальше ведет его по пути праведной жизни.

            Человек, живущий без Бога, сам определяет для себя, что хорошо и что плохо, но, обратившись к Богу, он, по сути, передает тем самым Ему право на подобное определение. Верующий, продолжая возрастать в духовной жизни, все глубже познает волю Бога и Его заповеди, раскрывающиеся на страницах Библии. Христианин молит Бога о силах и водительстве, чтобы исполнить Его волю. Он обращает особое внимание на то, куда ведет его Бог, и стремится следовать туда. Бог становится для него настоящим Господом и Учителем, ведущим верующего к радостной жизни. До начала взаимоотношений с Богом, человек лишен понимания Божьих истин и неспособен исполнить Его заповеди. Но, обратившись, он получает новые силы и способность совершать то, что Бог от него ожидает; он осознает присутствие в себе, в своем сердце, Святого Духа, и именно этим осознанием он и руководствуется во всех своих решениях и поступках.

            Святой Дух ведет верующего в его взаимоотношениях с другими людьми. Он учит нас, как взаимодействовать в этом мире с людьми, как верующими, так и неверующими. С отдельными людьми бывает далеко непросто поддерживать добрые отношения, однако, если просить Бога о помощи, Он непременно поможет в этом. Мы получаем способность жить праведно от Самого Бога, и эта праведность включает в себя любовь к нашим врагам и делание им добра. Апостол Павел говорит: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти… Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… Если мы живем духом, то по духу и поступать должны».[42] Именно Бог приносит мир во взаимоотношения между людьми; без Него многие отдалились бы друг от друга.

            Бог благословляет верующего и в его работе. Он придает ей важность и значение. Наш труд имеет особую важность перед Господом. Даже выполнение нами самой неинтересной и скучной работы ценно для Бога. Он смотрит, как мы своей работой служим Ему и окружающим людям. Слово Божье говорит, что мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.[43] Он дает каждому человеку определенные дары и способности, и мы должны использовать их на благо людям, помня, что получим свою награду от Господа. Апостол Павел пишет: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца… И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для людей, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу».[44] Из-за грехопадения Адама и Евы Бог проклял Землю, и люди были вынуждены тяжело работать, чтобы выжить. Многим работа не приносит особой радости, но для последователя Иисуса Христа она имеет особое значение. Бог отмечает то, как мы работаем, даже если наша работа кажется нам неинтересной и скучной. Для верующего ничто в жизни не проходит даром, когда он служит другим и с усердием трудится во славу Божью.

            Обращение к Богу изменяет и наше восприятие смерти. Библия утверждает, что человеческие существа – это прах, и в прах они обратятся.[45] Мы все умираем, и ни один из нас не в состоянии уйти от этого. Люди, умирающие без Бога, переходят в вечность без всякой надежды на лучшее будущее. Для христианина все совсем иначе: он умирает с абсолютной уверенностью в своем будущем воскресении для новой жизни – жизни радостной и прекрасной. Апостол Павел напоминает верующим, что им незачем унывать, потому что они воскреснут из мертвых точно так же, как воскрес наш Спаситель Иисус Христос. Вот что он говорит нам по этому поводу: «Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним… потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».[46] Мы получим новые тела, которые буду напоминать Тело воскресшего Иисуса Христа, в котором Он являлся людям после Своего воскресения из мертвых. По словам апостола Павла: «Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою». Дорогой читатель, все мы хотим жить, и жить счастливо. Бог дает нам возможность жить именно так, причем вечно, если мы готовы принять Его Слово и следовать Его заповедям.

            Вместо духовной и физической смерти, верующий получит вечную жизнь, и начнется она не после смерти его тела, а с того момента, когда он уверует в Иисуса Христа. В евангелии от Иоанна мы читаем следующее: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его».[47] Эти слова были записаны для нас, чтобы мы были абсолютно уверены, что уже живем вечной жизнью. Когда умирает наше тело, мы уходим к Иисусу Христу. Вот какие утешительные слова мы читаем в первом послании Иоанна: «Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную».[48] Что же это будет за жизнь? Самая радостная и мирная! На небесах не будет ни страданий, ни печали, ни горя. В последней книге Библии мы читаем о том дне, когда «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло».[49]

            Дорогой читатель, мы начали эту статью с мысли о том, что, живя в этом мире, мы сталкиваемся с огромным количеством всевозможных трудностей и не можем избежать печали. Каждый из нас переживает это по-своему. Бог, наш Творец, хочет, чтобы мы, Его творение, нашли Его и вошли в Его небесное Царствие, где мы можем обрести радость и счастье. Каждый ли из нас войдет в Его Царствие? Судьба каждого из нас, друг мой, зависит от него самого. Как ты ответишь на Божье предложение тебе Его благодати? Что касается лично меня, я могу сказать, что получил Его дар спасения и полностью доверяю Его благодати, живущей во мне. И многие миллионы верующих могут заявить, что они тоже обратились к Господу и теперь спасены, как написано в Священном Писании: «Сам Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии».[50]  «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».[51]

            Я надеюсь, что и Вы тоже обратитесь к Богу с молитвой покаяния и уверуете в Иисуса Христа как Спасителя. И, сделав это, попросите Бога свести Вас с другими верующими, рожденными свыше, которые помогут Вам возрастать в Вашей вере, обучат и крестят Вас. Я желаю Вам личного познания Бога, через послушание и веру в Иисуса Христа.

___________________________

1. Бытие 1:26-27
2. Бытие 2:8
3. Бытие 2:25
4. Выделено автором
5. Бытие 2:16-17
6. Бытие 3:6-7
7. Бытие 3:8
8. Ефесянам 2:1
9. Иакова 4:1-3
10. Бытие 3:17-19 11. Римлянам 6:23
12. Откровение 20:13-15
13. Римлянам 7:19-20
14. Римлянам 7:7-13
15. Иакова 2:10
16. Галатам 3:24-25
17. Римлянам 3:19-20
18. Римлянам 8:30
19. Римлянам 7:24-25
20. Иоанна 8:58
21. Колоссянам 1:15
22. Евреям 1:13
23. 1 Петра 2:22 – цитата из Ветхого Завета, касающаяся Иисуса Христа
24. Деяния 2:23
25. Иоанна 1:19
26. 1 Петра 2:24
27. Ефесянам 1:7
28. Деяния 2:32
29. 2 Коринфянам 5:17; Римлянам 6:4
30. Деяния 17:31
31. Иоанна 3:3-6
32. Деяния 3:19
33. 1 Иоанна 1:8-9
34. 1 Иоанна 3: 6, 9
35. Галатам 5:16
36. Колоссянам 3:5-10
37. Римлянам 10:9-10
38. Матфея 10:32
39. Деяния 2:38
40. 1 Петра 3:21
41. Откровение 2:10
42. Галатам 5:16-25
43. Ефесянам 2:10
44. Колоссянам 3:17, 23-24
45. Бытие 3:19
46. 1 Фессалоникийцам 4:14-17
47. Иоанна 20:31
48. 1 Иоанна 5:11-13
49. Откровение 21:4
50. Римлянам 8:16
51. Ефесянам 2:8-9

Перевод с английского: Андрей Таран