СМИ и апологетика

Анализ наиболее эффективных способов использования медиа в служении

Представил
Боб Сарторис,
Международный директор Good News Productions,
International на Втором Международном Евразийском Апологетическом Саммите,
3 июня 2010 г.

Введение:

- Миссионерское заявление GNPI: «Развитие благовестия во всем мире через СМИ»

- Предпосылка к служению: Христиане должны понимать Великое Поручение, как призыв идти и проповедовать Благую Весть: «идите» (миссия), «наставьте» (обучение, благовестие), «крестите» (отклик), «научите» (наставничество)

- Цель миссии GNPI -  общение и помощь другим в эффективном общении (церкви, отдельным людям)

В этой презентации будут рассмотрены 4 основных вопроса и методы использования СМИ в христианском служении.

I. Каков принцип работы коммуникации?    

А. Эффекивная коммуникация не бывает спонтанной.  Она требует усилий. Коммуникация – процесс пошаговый:

1. Выбор послания, которое мы хотим донести «Бог любит вас и заботится о ваших нуждах!»

2. Зашифровка послания (что сказать, как сказать, какой формат выбрать: песню, речь или письменную презентацию)

3. Перевед послания в медиа формат (радио, телевидение, печатная книга/трактат/брошура, художественный фильм) и передача его целевой аудитории

4. Расшифровка послания аудиторией (не просто «чтение» послания, а его «понимание»)

5. Надежда на то, что донесенное послание послужит стимулом к желаемому действию, перемене мнения, и т.д.

Б. Проблема в том, что на пути послания часто возникакют барьеры, «стражи», которые могут исказить, или изменить послание (искажение, ложь, частичное замалчивание правды, частичная блокировка послания)

Примеры:

-          Плоблема может заключаться в самом процессе передачи информации: может возникнуть эффект «испорченного телефона»

-          Что является источником любви – сердце, или печень? Для американца - сердце. Для жителя Папуа Новой Гвинеии - печень.

II. Почему передача христианского послания терпит неудачу?

А. Многие христианские СМИ предлагают слишком простые решения (например: молитва веры, больше молитесь и жертвуйте для того, чтобы больше получить, или большему учитесь, чтобы получить благословение)

Б. Некоторые действуют совершенно неправильно (дама с розовыми волосами из TBS, атеистка, и другие – как узнать, кто из них настоящий благовестник?)

В.При создании христианского послания часто делаются опасные допущения:

1. Любое послание от Бога истинно: «Я проповедую Божье послание, поэтому слушайте и исполняйте то, что я говорю» (не важно говорю я от Бога, или нет!)

2. Наше послание – единственно верное:

- односторонняя подача информации, не предполагающая обсуждения (проблема пасивного слушателя)

Г. Иногда при создании послания разнообразие аудитории и ее способность к восприятию информации не принимается во внимание

1. Духовный уровень у каждого христианина разный

Шкала Энгеля, шкала духовного роста. Миссиолог Джеймс Энгель предлагает модель пошагового понимания Евангелия человеком, или группой людей, по мере действия Духа Святого в их жизни. Понимая, как Бог доносит послание, мы можем стать более эффективными вестниками.

Шкала Энгеля

+5 Зрелый христианин, наставляющий последователей
+4 Обучение общению с Богом
+3 Поведенческий рост
+2 Присоединение к Телу Христову
+1 Переоценка ценностей после обращения

Рождение свыше

-1 Покаяние и вера в Иисуса Христа
-2 Решение действовать
-3 Осознание личных проблем

-4 Позитивное отношение к Евангелию
-5 Постижение выводов из  Евангелия
-6 Осведомленность в основах Евангелия
-7 Начальная осведомленность о Евангелии
-8 Осведомленность о высшем бытии, отсутствие знаний о Евангелии

2. Высокая вероятность отрицательного ответа

Фрэнк Грей (радио FEBC) разработал шкалу, на горизонтальной оси которой он разметил людей охотно и неохотно принимающих евангелие. Эта шкала называется «Матрица Грея».  Она достаточно проста, но помогает нам наглядно представить наиболее важные христианские принципы. Часто христианское послание не доходит до людей, находящихся на нижних уровнях шкалы, потому что благовестники используют христианскую лексику, и мыслят не как те, кому это послание адресовано. К сожалению, нередко Благая Весть касается только, тех, кто уже знаком с Христианством, а не наоборот. Овал в крайнем левом углу это группа людей, которые не принимают благовестия из-за  недостатка знаний. Наша основная цель – выбрать подход, который помог бы нам достучаться до людей в крайнем левом углу матрицы.

 Матрица Грея

Выводы из Матрицы Грея

III. Что нам необходимо знать о современной культуре коммуникации?

А. Мы живем в четвертом поколении СМИ:

1-ое поколение: устная презентация (рассказы, пение, постановки)
2-ое поколение: письменные/печатные послания (письма, книги и т.д.)
3-ее поколение: радио и телевидение
4-ое поколение: цифровой информационный поток (компьютерный электронный информационный поток, Интернет, wi-fi, мобильные телефоны и т.д.). 4-ое поколение – единственное, в котором пользователь контролирует использование информации.

Б. В чем заключается влияние СМИ на культуру?

1. Дискуссию на эту тему чаще всего начинают с критики третьего поколения СМИ.

2. Вопрос: какое из этих утверждений на Ваш взгляд наиболее точно описывает влияние СМИ на культуру?

а. СМИ дает начало культуре – диктует направление
б. СМИ дополняет культуру – распределяет влияние
в. СМИ определяет – помогает определить культуру
г. СМИ отражает – является зеркалом культуры

В. Некоторые христиане любят вешать на СМИ ярлык «хорошо» или «плохо»
Вопрос: Правильно ли это? (Ответ: и да, и нет).

  1. Положительные аспекты влияния СМИ на культуру:
а. направлены на конкретную аудиторию (выявление, привлечение и сближение с людьми)
б. говорят о «насущных проблемах» аудитории
в. информируют и обучают
г. рекламируют всевозможные товары
д. развлекают, помогают бежать от реальности (фильмы)

  1. Отрицательные аспекты влияния СМИ на культуру:
а. пропагандируют светское мировоззрение
б. агитируют
в. ориентированы на политику
г. отрицательно влияют на нравственность, могут изменить мнение общественности об истине, моральных нормах и абсолютах, духовных вопросах

10 наиболее популярных тем в СМИ
(Hay, Harold; Media Literacy.  Zone Academy of Media Arts, 2007)

  1. Отношение полов
  2. Насилие
  3. Употребление алкоголя и наркотиков
  4. Духовное и сверхъестественное
  5. Материализм
  6. Красота и возраст
  7. Относительная правда
  8. Гомосексуализм
  9. Политическая и религиозная пропагада
  10. Мода

IV. Как христиане могут использовать СМИ для эффективного благовестия?
Чтобы выполнить все четыре пункта великого поручения нам необходимо научиться выбирать нужные СМИ для своей работы.

А. Понимание теории:
1. В течении многих лет церковь использует СМИ в соответствии с этой моделью, но она основана на субъективной информации (Phill Butler, Well Connected: Releasing Power and Restoring Hope, Authentic Publishers, 2006).

2. Объективные исследования показывают, что на данный момент христианские СМИ направлены на воспитание и обучение верующих, а не на благовестие.

Таблица несоответствий

+5 Зрелый христианин, наставляющий последователей
+4 Обучение общению с Богом
+3 Поведенческий рост
+2 Присоединение к Телу Христову
+1 Переоценка ценностей после обращения
Рождение свыше
-1 Покаяние и вера в Иисуса Христа
-2 Решение действовать
-3 Осознание личных проблем
-4 Позитивное отношение к Евангелию
-5 Постижение выводов из  Евангелия
-6 Осведомленность в основах Евангелия
-7 Начальная осведомленность о Евангелии
-8 Осведомленность о высшем бытии, отсутствие знаний о Евангелии

Б. Понимание СМИ:

1. Ограничения/барьеры для использования медиа в служении:

Устные: говорящий должен быть в курсе дела/ знать язык/иметь хороший словарный запас
Письменные: неграмотность
Радио/ТВ: доступ к оборудованию, пассивная аудитория
Цифровые: доступ к оборудованию, фильтровка информации по желанию пользователя, интерактивность

2. Преимущества использования СМИ в служении:
Устные: просто/занимательно, простая технология
Письменные: организованная презентация, полный аргумент
Радио/ТВ: занимательно, развлекательно, эффект эмоциональной связи
Цифровые: интерактивный поиск по желанию пользователя, организованно, исчерпывающе (единственный способ, при котором пользователь совершает поиск по своему желанию)

В. Соберите сведения об аудитории

1. Демографические: возраст, пол, образование, семейное положение, экономический/социальный статус
2. Психографические: мировоззрение, политические взгляды, религиозная принадлежность
3. Шкала Энгеля (духовный уклон)
4. Соберите подробные сведения (нельзя всех мерить одной меркой)

Г. Целенаправленное обращение:

1. Используйте преимущества выбранного СМИ в достижении определенной аудитории

2. Определите тему послания

3.  Определите цели послания

4. Старайтесь никого не обидеть:

a.  Не осуждайте верования и традиции других народов

b.  Избегайте христианского жаргона

Стих из Писания Место в Библии, где говорится
Возрожденный, обращенный Изменившийся
Христианин Последователь Христа
Исповедовать Признавать
Призвать Имя Бога, спастись Принять решение следовать за Христом
Благодать Ничем незаслуженное прощение
Благая Весть, Евангелие Бог любит нас и Он послал Своего Сына, чтобы простить нас и дать нам новую жизнь
Святой Дух Дух Бога
Покаяться Раскаяться в своих поступках и больше их не совершать
Спасение, спасенный Тот, кому прощены его ошибки и дана вечная жизнь
Спаситель Иисус, Сын Бога, который простил мои ошибки и дал вечную жизнь
Грех, грешник Действия, которые противоречат воле Божьей и оскорбляют Его
Свидетельство История, рассказ
Поклонение Выражение уважения Богу

Заключение:

Не существует эталона использование медиа в служении.
-  Было бы неправильным предложить вам создать проект для жителей Африки.

Главный вопрос:

Как правильно использовать СМИ?

  1. Знать какие СМИ оказывают максимальное влияние
  2. Знать какие СМИ лучше всего подходят для вашего служения
  3. Знать свою аудиторию
  4. Знать свое послание