Одиннадцатая глава пророка Данила: одно из самых удивительных библейских пророчеств.

Александр Спичак

Библия для многих представляется сложной для чтения и понимания книгой. Особенно сложными представляются пророчества, записанные в книгах Ветхого Завета.  Тем не менее, эти пророчества представляют огромную ценность для нас сегодня, так как, видя их исполнение в истории, мы убеждаемся в истинности Библии, как Божьего откровения.

Одно из самых удивительных и детальных пророчеств мы находим в Книге Даниила. Пророк Даниил происходил из знатного рода и на третьем году царствования Иоакима уведен в вавилонский плен, где взят был ко двору и получил воспитание. За разъяснение сна Навуходоносора возведен в высокое придворное звание и сохранил его до третьего года Кира. Проходил свое служение около 600 по 533 гг. до Р.Х. Через него были даны предсказания о будущем еврейского народа. Пророчество, данное в 6-м веке до Р.Х., исполнялось на протяжении последующих 4-х веков.  

Книга пророка Даниила 11

(538г. До Р.Х. )

Исполнение пророчества

(538г.г. – 164г.г.)

1. Итак я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорою и подкреплением. 2. Теперь возвещу тебе истину: вот, еще три царя восстанут в Персии; потом четвертый превзойдет всех великим богатством, и когда усилится богатством своим, то поднимет всех против царства Греческого.

Дарий Мидянин был правителем Вавилона при царе Персии Кире, которого сменили три приемника: Камбиз (529-522 г.), Лжесмердиз (522-521 г.) и Дарий Гистасп (521-486 г.). Четвертый царь, «превзошедший всех великим богатством», — это знаменитый Ксеркс (486-465 г.), славившийся, действительно, несметными богатствами и известный неудачным походом против греков.

3. И восстанет царь могущественный, который будет владычествовать с великою властью, и будет действовать по своей воле. 4. Но когда он восстанет, царство его разрушится и разделится по четырем ветрам небесным, и не к его потомкам перейдет, и не с тою властью, с какою он владычествовал; ибо раздробится царство его и достанется другим, кроме этих.

После поражения грекам при Саламине персидское царство стало клониться к закату. В 327 году Александр Македонский покорил Вавилон и принес мировое господство Греции. Он действительно обладал большим могуществом и великой властью, и действовал по своей воле, не прислушиваясь даже к своим генералам. Однако он умер всего спустя 4 года, после чего царство его разделилось и не перешло к его потомкам. Александр Македонский оставил после себя слабоумного брата Арридея (убитого в 317 г) и двух малолетних детей (убитых в 310г). Так империя была поделена полководцами Александра, причем каждая из частей естественно не имела той власти, что царство Александра Македонского.

5. И усилится южный царь и один из князей его пересилит его и будет владычествовать, и велико будет владычество его.

Югом в то время считался Египет и царем там стал Птоломей Лаг. Одним из его князей был Селевк Никатор, который изначально действовал от имени Птоломея, распространяя свое господство от Индии до Сирии, но в 310 году принял статус царя, имея во владычестве большую территорию, чем у Птоломея Лага.

6. Но через несколько лет они сблизятся, и дочь южного царя придет к царю северному, чтобы установить правильные отношения между ними; но она не удержит силы в руках своих, не устоит и род ее, но преданы будут как она, так и сопровождавшие ее, и рожденный ею, и помогавшие ей в те времена.

В 252 году была предпринята попытка сближения царя Египта Птоломея Филадельфа, приемника Птоломеня Лага и царя Сирии Антиоха Феоса, приемника Селевка. Желая положить конец распрям, Птоломей Филадельф выдал за Антиоха свою дочь Веренику, отдав в приданое за нее Палестину. Антиох в то время был уже женат на Лаодике и имел от нее двух сыновей — Селевка Каллиника и Антиоха. Хотя пред женитьбой на Веренике Лаодика с детьми и была удалена, но после смерти Птоломея Филадельфа вновь возвратилась ко двору и, опасаясь своей соперницы, отравила мужа, велела убить Веренику и ее малолетнего сына, а на престол сирийский возвела своего сына от Феоса Селевка Каллиника. Так "дочь южного царя не удержала силы в руках своих, не устоял и род ее."

7. Но восстанет отрасль от корня ее, придет к войску и войдет в укрепления царя северного, и будет действовать в них, и усилится.

Брат Вереники, сын и преемник Птоломея Филадельфа, Птоломей Евергет в 246-241 году предпринял поход на царя северного, желая отомстить за смерть своей сестры.  Он умертвил убийцу и соперницу ее — Лаодику, а затем завладел принадлежащими Сирии областями: Киликией, Памфилией, Ионией, Палестиной и т.п. Грозное нашествие "южного" царя кончилось только благодаря поднявшемуся в Египте восстанию.

8. Даже и богов их, истуканы их с драгоценными сосудами их, серебряными и золотыми, увезет в плен в Египет и на несколько лет будет стоять выше царя северного.

Возвращаясь домой, Птоломей захватил из завоеванных областей бесчисленные сокровища, 40.000 талантов серебра и 2500 драгоценных сосудов и идолов, между которыми находились истуканы, перенесенные из Египта в Персию Камбизом еще в 524 г. За возвращение последних Птоломей и получил название Евергета. В 240 году между Птоломеем III (Евергетом) и Селевком II было заключено перемерие.

9. Хотя этот и сделает нашествие на царство южного царя, но возвратится в свою землю.

В то время как Птоломей занимался успокоением Египта, Селевк около 230 г снова привлек на свою сторону малоазийские области и предпринял поход против Египта, но в решительной битве потерпел такое поражение, что лишь с немногими спутниками возвратился в Антиохию.

10. Потом вооружатся сыновья его и соберут многочисленное войско, и один из них быстро пойдет, наводнит и пройдет, и потом, возвращаясь, будет сражаться с ним до укреплений его. 11. И раздражится южный царь, и выступит, сразится с ним, с царем северным, и выставит большое войско, и предано будет войско в руки его. 12. И ободрится войско, и сердце царя вознесется; он низложит многие тысячи, но от этого не будет сильнее. 13. Ибо царь северный возвратится и выставит войско больше прежнего, и через несколько лет быстро придет с огромным войском и большим богатством.

После смерти Селевка II (Каллиника), умершего в плену у парфян, на престол вступил сын его Селевк Керавн, после которого в 228 г на трон вступил его брат Антиох III, который, желая присоединить к своему царству Келе-Сирию и Финикию, начал войну против Египетского царя Птоломея Филопатора. Во время этой войны он завладел Селекией при Оронте, Тиром и Птолемаидой, дважды доходил до города Дора, лежавшего в двух милях к северу от Кесарии, подверг его осаде и, наконец, заключил четырехмесячное перемирие. По возобновлении военных действий, он предпринял в 218 г. новый поход против Египта, во время которого запер египетские войска в Сидоне и завладел Галаадом, Самарией и Финикией. Но в начале следующего 217 г. Птоломей Филопатор выступил против Антиоха с войском в 70.000 пехоты, 5.000 конницы и 73 слонами и нанес ему при Рафии, недалеко от Газы, страшное поражение. Потеряв в битве 10.000 пехоты и 300 конницы, Антиох спасся от смерти бегством.

Через 18 лет после поражения при Рафии, Антиох, пользуясь малолетством преемника Птоломея Филопатора — Птоломея Епифана, внутренними беспорядками в Египте, возникшими из-за жестокости и дурного правления регента Агафокла, и, наконец, помощью Филиппа Македонского, выступил против Египта и успел прежде всего завладеть Финикией и Южной Сирией (ст. 16).

14. В те времена многие восстанут против южного царя, и мятежные из сынов твоего народа поднимутся, чтобы исполнилось видение, и падут.

В войне Антиоха с Египтом его сторону приняла некоторая часть палестинских иудеев. Это не прошло мимо Птоломея и он послал своего генерала Скопу, который наказал лидеров Иудеи за союз с Антиохом. 

15. И придет царь северный, устроит вал и овладеет укрепленным городом, и не устоят мышцы юга, ни отборное войско его; недостанет силы противостоять. 16. И кто выйдет к нему, будет действовать по воле его, и никто не устоит перед ним; и на славной земле поставит стан свой, и она пострадает от руки его.

Но вскоре с севера двинулось войско, и Скопа потерпел серьезное поражение при битву у Кесари Филипповой в 200 г. До Р.Х, благодаря чему вся Келе-Сирия и Палестина до Газы снова оказалась в руках Антиоха, царя северного.

17. И вознамерится войти со всеми силами царства своего, и праведные с ним, и совершит это; и дочь жен отдаст ему, на погибель ее, но этот замысел не состоится, и ему не будет пользы из того.

Желая по возможности захватить и египетские владения "южного царя," Антиох стал действовать хитростью. После разгрома Палестины он заключил с Птоломеем мир и в 197 году обручил с ним, семилетним мальчиком, свою дочь Клеопатру, надеясь, что их наследник будет благосклонен к северу. Но  после того, как в 195 году брак был заключен, Клеопатра стала на сторону мужа, Птоломея V, а не отца. Из-за чего рождение наследника Птоломея VI ничего Антиоху не принесло.

18. Потом обратит лице свое к островам и овладеет многими; но некий вождь прекратит нанесенный им позор и даже свой позор обратит на него. 19. Затем он обратит лице свое на крепости своей земли; но споткнется, падет и не станет его.

Потерпев неудачу в попытке овладеть Египтом, Антиох удовлетворил свою страсть к завоеваниям удачным походом в 197 г. против островов и прибрежных областей Малой Азии: завоевал Родос, Самос, Колофон, Фокею и т.д. Конец его победам был положен римским консулом Люцием  Корнелием Сципионом Азатским ("некий вождь") и его братом Сципионом Африканским. Посланные Римским правительством для защиты находившихся под римским протекторатом островов, они в 190 г. нанесли Антиоху страшное поражение при Магнезии. Заключив с победителями унизительный для себя мир (он должен был не только отдать все европейские территории, но и часть Малой Азии), он возвратился в свою землю и в 187 году до Р.Х. погиб во время народного возмущения из-за ограбления им храма Бела в Элимаисе.

20. На место его восстанет некий, который пошлет сборщика податей, пройти по царству славы; но и он после немногих дней погибнет, и не от возмущения и не в сражении.

Преемником Антиоха был его сын Селевк IV Филопатор, процарствовавший 12 лет. Он попытался изъять сокровища иерусалимского храма, для чего под благовидным предлогом послал в Палестину своего сановника Илиодора. Но Господь чудесным образом спас Свое святилище (2 Мак. 3:7-29). Сам Селевк Филопатор был отравлен Илиодором, умерев таким образом не от возмущения Иудеев и не в сражении.

21. И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он придет без шума и лестью овладеет царством. 22. И всепотопляющие полчища будут потоплены и сокрушены им, даже и сам вождь завета. 23. Ибо после того, как он вступит в союз с ним, он будет действовать обманом, и взойдет, и одержит верх с малым народом. 24. Он войдет в мирные и плодоносные страны, и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его; добычу, награбленное имущество и богатство будет расточать своим и на крепости будет иметь замыслы свои, но только до времени.

Преемником Селевка Филопатора был брат его, сын Антиоха III, Антиох IV Епифан (175-164 г.). Он характеризуется, как человек "презренный," т.е. ничтожный по нравственному достоинству. И действительно, Антиох Епифан хитро, склонив при помощи лести на свою сторону начаьствующих, пообещав им всевозможные блага в случае их  поддержки, устранил законного наследника престола — сына Селевка Димитрия, бывшего в это время заложником в Риме. Он объявил войну египетскому царю Птоломея  VII  Филометора, на которого вышел с небольшим войском. В этой войне "всепотопляющие полчища" египетские были им разбиты (1 Мак. 1:17-19). Заключив затем с Филометором временный союз, Антиох прикрываясь родством, вошел в Мемфис и здесь под предлогом, что он берет на себя заботы о малолетнем племяннике-царе и о делах его правления, стал полновластно распоряжаться Египетским царством: вступил "в мирные и плодоносные страны" Египта и сильно разграбил их; думал о том, чтобы разрушать крепости египетские и обессилить страну и затем окончательно овладеть южным царством.

25. Потом возбудит силы свои и дух свой с многочисленным войском против царя южного, и южный царь выступит на войну с великим и еще более сильным войском, но не устоит, потому что будет против него коварство. 26. Даже участники трапезы его погубят его, и войско его разольется, и падет много убитых. 27. У обоих царей сих на сердце будет коварство, и за одним столом будут говорить ложь, но успеха не будет, потому что конец еще отложен до времени.

Замыслы Антиоха "царствовать над обоими царствами" (1 Мак. 1:16) и предпринятый им с этою целью поход против Египта не увенчались, впрочем, успехом: он с награбленной добычею возвратился в Сирию.

28. И отправится он в землю свою с великим богатством и враждебным намерением против святаго завета, и он исполнит его, и возвратится в свою землю.

Раздраженный этой неудачей, Антиох вознаградил себя за счет Иудеи. С сильным войском он вступил в Иерусалим, вошел в храм и забрал оттуда золотой жертвенник, храмовые сосуды и все принадлежности храма, снял его наружные украшения, захватил золото, серебро и все сокровища, какие только нашел в святилище, и с этой добычей вернулся в свою столицу (2 Мак. 2:20-24).

29. В назначенное время опять пойдет он на юг; но последний поход не такой будет, как прежний, 30. ибо в одно время с ним придут корабли Киттимские; и он упадет духом, и возвратится, и озлобится на святый завет, и исполнит свое намерение, и опять войдет в соглашение с отступниками от святаго завета. 31. И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения.

Вскоре Антиох вновь двинулся против Египта (2 Мак. 5:1), но этот поход был неудачен: прибывшие в одно с ним время римские легаты потребовали от Антиоха удаления от пределов друзей римского народа. По рассказу Ливия и Юстина, начальник римского флота ("корабли Киттимские") Попилий Лен, встретившись с Антиохом в четырех милях от Александрии, начертил около него круг и сказал: "ты не выйдешь отсюда, пока не дашь слова, что оставишь Египет." Антиох оставил Египет, но свою неудачу выместил на Иудеях: грабил и сжигал их города, забирал скот и т.д. (1 Мак. 1:29-32); вошел в соглашение с "отступниками от святого завета," которые сами "соединились с язычниками и продались, чтобы делать зло" (1 Мак. 1:11-15); поселил в Иерусалиме "часть войска," которая "проливала вокруг святилища неповинную кровь" и всячески оскверняла святое место (1 Мак. 1:33-37; 2 Мак. 6:4-5), и, наконец, прекратив ежедневное богослужение, поставил в храме Иерусалимском статую Юпитера Олимпийского, да и самый Храм назвал храмом этого бога (1 Мак. 1:54; 2 Мак. 5:2).

32. Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать. 33. И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа; 34. и во время страдания своего будут иметь некоторую помощь, и многие присоединятся к ним, но притворно. 35. Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока.

Лестью и хитростью, обещанием наград и земных выгод Антиох привлек на свою сторону некоторых евреев, которые вступали в союз с язычниками и других убеждали к тому, строили языческие школы, вводили языческие обряды, отступая от закона Моисеева, приносили жертву идолам и т.д. (1 Мак. 1:11-15, 42-43). Тем большую славу приобрели люди, действительно «чтущие своего Бога», преданные вере отцов. Они в эпоху гонения «усилились» и «укрепились» в своей религиозной ревности, предпочитая лучше умереть, чем изменить закону Господа (1 Мак. 1:62-68; 2 Мак. 2:16-30). Эти ревнители привлекали в себе лучшую часть народа Божия, хотя сами терпели от язычников страшные гонения: их силою заставляли отступать от закона Всевышнего, приносить жертвы идолам, вкушать свиное мясо, участвовать в языческих религиозных процессиях, а за отказ убивали, сжигали, вешали, предавали пыткам и мучениям, уводили в плен, города и дома сжигали и т.п. (1 Мак. 1:24-32,36-37, 57-61; 2:26-38; 2 Мак. 5:13; 6:7-11,18; 7:1). Правда, иудеи имели для себя в это время «некоторую помощь» в лице Маттафии и его сынов, который собрал вокруг себя ревнителей веры и силою оружия "защищал закон от руки язычников" (1 Мак. 2:16-48), а его дети очистили Иерусалимский храм от языческих мерзостей и восстановили истинное богослужение (1 Мак. 4:36 и д.), но этой помощи было недостаточно для борьбы с жестоким гонителем иудейства. Даже те из Иудеев, которые под влиянием побед Маккавеев присоединялись к обществу ревнителей веры (1 Мак. 7:6), при всяком удобном случае отпадали от него (1 Мак. 6:21-23; 9:23).

36. И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится. 37. И о богах отцов своих он не помыслит, и ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех. 38. Но богу крепостей на месте его будет он воздавать честь, и этого бога, которого не знали отцы его, он будет чествовать золотом и серебром, и дорогими камнями, и разными драгоценностями, 39. и устроит твердую крепость с чужим богом: которые признают его, тем увеличит почести и даст власть над многими, и землю раздаст в награду.

В преследовании Иудеев Антиох дошел до такого высокомерия и гордости, что считал себя выше всякого божества: хулил «Бога богов», считая себя равным Ему, презирал и «богов отцов своих»; только «бога крепостей» — Юпитера Олимпийского он поставил в храме иерусалимском, укрепив самую крепость — столицу Иудейскую и посвятив «богу» и самый храм; только этого бога, «которого не знали отцы его» и с культом которого он познакомился в Риме, он чествовал, принося ему богатые дары и награждая почестями, славою и властью тех, которые «признавали» и почитали уважаемого им бога (1 Мак. 2:18).

40. Под конец же времени сразится с ним царь южный, и царь северный устремится как буря на него с колесницами, всадниками и многочисленными кораблями, и нападет на области, наводнит их, и пройдет через них. 41. И войдет он в прекраснейшую из земель, и многие области пострадают и спасутся от руки его только Едом, Моав и большая часть сынов Аммоновых. 42. И прострет руку свою на разные страны; не спасется и земля Египетская. 43. И завладеет он сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями Египта; Ливийцы и Ефиопляне последуют за ним. 44. Но слухи с востока и севера встревожат его, и выйдет он в величайшей ярости, чтобы истреблять и губить многих, 45. и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придет к своему концу, и никто не поможет ему.

Под конец своего царствования Антиох с многочисленным войском вновь пошел против царя египетского и, пройдя области «южного царя», опустошил их. Разграблена была им и Иудея. Только владения идумеев, моавитян и аммонитян остались нетронутыми: он оставил их в покое, спеша против египетского царя, чтобы не дать ему времени усилиться. Распространившиеся слухи о возмущении против него в отдаленных владениях его царства на севере и востоке заставило Антиоха поторопиться возвращением домой (ср. 2 Мак. 5:11). Раздраженный царь двинулся к пределам своего царства и расположился станом между морем и Иерусалимом. Вскоре после этого, во время возвращения из похода в Персию, между Антиохией и Экбатанами Антиох скончался, пораженный Богом страшною болезнью (2 Мак. 9:1,3,5,9,28).

Удивительно, насколько точно исполнилось это пророчество. События, предсказанные через пророка Даниила в 11 главе, наблюдались на протяжении последующих 4-х веков. Единственное, что смогли сказать оппоненты христианства – это то, что книга пророка Даниила была написана уже после свершившихся пророчеств, в 167 году Маккавейскими авторами.

Возражение №1. Даниил не знал хорошо истории и его повествование содержит исторические ошибки.

Ответ. Ошибки не значительные. Более того, Даниил точно описал, что Валтасар был правителем Вавилона де факто, так как его отец Набонидас посвятил себя наукам, о чем не было известно во 2 веке до Р.Х. и стало известно позднее из небиблейских источников.

То, что мы не имеем исторических свидетельств о Дарии Мидянине не доказывает, что такого человека не было. Возможно, он был тем генералом, который осуществлял фактическое правление после захвата Вавилона. Имя Валтасара, прежде также служившее к опровержению, теперь служит к подтверждению историчности книги Даниила. То же может быть и с именем Дария Мидянина.

Возражение №2: слово "халдеи" не могло иметь в эпоху вавилонскую нарицательного значения «мудрецы».

Ответ: Но употребление слова «халдеи», в значении "мудрецов" (Дан.1:4; 2:4, 10; 4:4; 5:7, 11), подтверждается сегодня  древними (Ктезия, Бероза)  свидетельствами в ассиро-вавилонских памятниках и их терминологии. Похожее значение этого слова можно найти и у древних библейских авторов, например у Исайи (халдеи = мудрецы и гадатели Ис.47:10-14).

Возражение №3: Могли ли говорить вавилонские мудрецы "по-арамейски" (Дан.2:4), т. е. языком палестинских сирийцев?

Ответ:           Едва ли и это возражение серьезно. Как пишет профессор П.А. Юнгеров «У Исайи замечается, что "по-арамейски" могли говорить чиновники ассирийские при Сеннахириме, а также и чиновники иудейские (Ис.36:11). Пророк Иеремия признавал арамейский язык общеупотребительным в Вавилоне (Иер.10:11). В книге Ездры арамейский язык признается употребительным в официальных сношениях в персидском царстве (1Езд.4:7). Очевидно, арамейский язык в ассирийском, вавилонском и мидоперсидском царствах был дипломатическим языком международных сношений, в виде современного французского, и вполне мог быть известен "придворным мудрецам."»

Возражение №4: Даниил упоминает о воскресении мертвых, об ангелах, т.е. выражает верования, которые не могли быть известны в 6 веке до н.э.

Однако, все эти верования имеют себе ранний, а не поздний генезис, что подтверждает изучение книги Иова.

Аргументы в пользу ранней даты:

1. Упоминание вручения книги Даниила Александру Македонскому.

Когда же ему была показана книга Даниила, где сказано, что один из греков сокрушит власть персов, Александр был вполне уверен, что это предсказание касается его самого.

               Иосиф Флавий, Иудейские древности, книга 11, 5

2. Уверенность Иосифа Флавия в том, что Даниил написал пророчество об Антиохе Епифане за 408 лет. Мнение историка такой величины достойно уважения.

Еврейский историк Иосиф Флавий пишет: «Окончив жизнь, говорит он, Даниил стяжал вечную память, ибо книги, которые он, написав, оставил, читаются у нас еще и ныне. И мы удостоверяемся в них, что он беседовал с Богом. Оставил же сие записанным, что и сделало для нас ясным точность и непреложность его пророчеств» (Древн. 10:7). В тех же Древностях (10:12) Иосиф Флавий считает осквернение Иерусалимского храма Антиохом Епифаном в 169 году до н. э. точным исполнением пророчества Даниила (11:31), «произнесенного за 408 лет».

Флавий замечает: "если же кто, стремясь к истине, желает узнать и о неизвестном (т. е. о камне, сокрушившем тело), то пусть потрудится прочесть книгу Даниила, а найдет он ее между священными писаниями" (Древн. X, 10).

3. Септуагинта – греческий перевод ВЗ был составлен в 3-2 веке. В этот перевод включена книга Даниила.

4. Великая Синагога включила эту книгу в канон.

Согласно замечанию Талмуда,  книга Даниила написана мужами Великого Собрания.  Талмудисты включили  в канон пророка Даниила, а в таком случае и книга его имени могла быть составлена им самим. Деятельность членов Великой Синагоги заключалась, по талмудическому преданию, в пересмотре, очищении и разделении священных книг, точнее, составлении канона. Следовательно книга пророка Даниила «написана» членами Великой Синагоги лишь в том смысле, что после предварительного пересмотра включена в канон.

5. Книга пророка Даниила была обнаружена среди свитков Мертвого моря.

В 1947 году было в пещере Кумрана было обнаружено 8 копий книги пророка Даниила, датируемых между 2 веком до Р.Х. – 1 веком после Р.Х. Тот факт, что эта книга переписывалась общиной ессеев наряду с другими книгами Ветхого Завета свидетельствует о том, что она была признана канонической и подлинной к тому времени.

Даже такой советский историк, как профессор И. А. Крывелев, отрицавший почти все в Библии, вынужден был признать: «Все методы датировки археологических документов, примененные при исследовании Кумранских рукописей, дали достаточно ясные хронологические показатели; в общем, документы относятся к периоду, лежащему между 3 веком до н. э. и 2 веком н. э.»

6. Уверенность в подлинности книги ранней христианской церкви:

Отцы Церкви признавали подлинною всю книгу пророка Даниила и опровергали еретиков, сомневавшихся в сем.

7. Исторические детали, язык книги и использование вавилонских форм.

Исследователи обращали внимание на точность упоминания о политическом управлении персидского царства: мидяне упоминаются ранее персов (Дан.6:8, 12, 15). Такое отношение племен было ранее Кира, а после него уже обратное: персы ранее мидян (кн. Есфирь 1, 3, 14, 18.), потому что мидяне подчинились персам.  Если бы книга была написана во 2 веке, то скорее всего автор заимствовал общепринятую в то время ложную идею. Знакомство со многими придворными обычаями и порядками при вавилонском дворе видно очень близкое и подтверждается множеством других о том же свидетельств. Например, перемена имен Даниила и его друзей (Дан.1:7) подтверждается переменой имен еврейских царей, подчинявшихся Навуходоносору (4Цар.24:17). При том все новые имена: Валтасар, Седрах, Мисах, Авденаго объясняются из ассиро-вавилонского языка, также имена: Асфеназ (Дан.1:3), Ариох (2:14) объясняются из того же языка и вавилонских религиозных верований. Они не могли быть "сочинены" при Антиохе Епифане.

Внебиблейские памятники, как например произведения древних историков Геродота, Ксенофонта и др. доставляют массу подтверждений историчности книги Даниила. В свое время Ленорман торжественно восклицал: "чем чаще я читаю книгу пророка Даниила, тем яснее выступает предо мною верность картины древнего Вавилона. Такую картину мог написать только современник и очевидец".

Другой ученый произносит подобный же отзыв: "книга Даниила с величайшею точностью воспроизводит халдейскую цивилизацию эпохи Навуходоносора. Апокрифист не мог так писать" (Menant. Babylon et la Chaldee. Раr. 1875г. 240 р.).

Вопросы к скептикам:

  1. Почему писатель книги Даниила, если она была написана в 164 году до н.э. умолчал о своих славных современниках — Маккавеях и их борьбе с Антиохом?
  2. Почему он так "благосклонно" относится к языческим правителям — Навуходоносору, Валтасару, Киру и др. и упоминает об их указах также "весьма благосклонных" к иудеям?..

      3.   Почему не видно у него "естественной" озлобленности к язычеству, возбужденной Антиоховым гонением?

    

Среди пророчеств о Христе в книге пророка Даниила самым удивительным является предсказание времени его прихода (книга пророка Даниила 9:25-27): семьдесят седьмин без одной седьмины, или 483 года с указа Персидского царя о восстановлении Иерусалима. Этот указ, изданный  царем Артаксерексом,  действительно имел место и сохранился до наших дней. Точную дату указа сегодня установить сложно, но временной интервал, в котором этот указ был издан, вполне однозначен, что определяет приход Мессии Христа между 40 г. до н.э. до 60 г. после н.э. Очевидно, что другой фигуры, кроме Иисуса из Назарета в этот период не было в истории. Именно Он родился в Вифлееме (Михея 5:2), совсем небольшом даже по тем меркам городе. Только Он вошел в Иерусалим на молодом осле, как это и было предсказано (Захария 9:9), и только Он пострадал за грехи людей, и кости Его не были перебиты на кресте, как об этом писали пророки (Захарии 12:10), несмотря на обычную практику римлян. Его пронзили копьем на кресте, и об одежде Его бросали жребий (Псалом 21:15). Он был продан за 30 серебряников, цену раба, в точности, как было о нем предсказано (Захарии 11:12-13).  Из всего этого можно сделать только один вывод: Иисус из Назарета – это Сын Божий, и Библия – истинна и безошибочна.  Если же принять за основание датировку указа из библейской книги Ездры, то можно установить дату указа – 458 г. до н.э., что указывает приход Мессии на 26 г. после н.э.. Зная что Иисус Христос был рожден до 4 года до н.э., года, когда умер царь Ирод, то пророчество Даниила поражает, точно указывая на приход Иисуса Христа. 

Видя все это, сложно отрицать сверхъестественный характер этого пророчества, из чего неизбежно следуют два заключения:

 - есть всезнающий Бог, давший это откровение;

 - этот всезнающий Бог – библейский Бог, или точнее, христианский Бог, так как тот же самый Бог, который в точности предсказал эти события, предсказал в такой же точности пришествие Христа.

У каждого, кто внимательно изучил 11-ю главу книги пророка Даниила, есть только два выбора:

1. Признать то, что есть всезнающий Бог, который определяет будущее, и что Христос – истинный Мессия, и Библия – истинное Божие откровение людям.

2. Закрыть глаза на очевидность сверхъестественного характера Библии и пытаться выдвигать объяснения, которые не выдерживают никакой критики.