Наука, дарвинизм и вера в Бога

Трифонов О.В.

С победой теории Дарвина над религиозным мировоззрением между наукой и религией установились далеко не дружественные отношения. Но вопреки всем ожиданиям за минувшие 150 лет  вера в Бога среди учёных не исчезла, а скорее наоборот, только укрепилась. Многие выдающиеся деятели науки, особенно в последние годы, потрясают общественность своими заявлениями о вере в Высший разум. В данной статье автор пытается разобраться, что заставляет учёных, получивших, как правило, атеистическое воспитание, в определённый момент своей жизни отказываться от материалистических взглядов и  обратить свои взоры к вечным ценностям.

«Поверхностное знание отдаляет нас от религии, основательное – опять возвращает к ней». Этим старым афоризмом сегодня, как никогда, можно описать складывающуюся тенденцию во взаимоотношениях науки и религии. В последние годы всё больше выдающихся учёных мира потрясают общественность своими заявлениями о вере в Бога и скептическим отношением к дарвиновской теории эволюции. В 2006 г. к российскому учёному, профессору МГУ, академику РАН, Ю. Алтухову (1936-2006) обратились представители креационного общества с просьбой оказать помощь в подготовке к изданию нового учебника «Общая биология 10-11 класс» [11], в котором наряду с эволюционной (дарвиновской) теорией развития жизни в развёрнутом виде излагалась бы и креационная модель. Алтухов с удовольствием согласился выступить в качестве научного редактора учебника и во вступительном слове к школьникам написал следующее: «Перед вами первый учебник биологии, не стесненный материалистическими рамками. Мы возвращаемся к Богу, на протяжении столетия вычеркнутому из нашей жизни. Минувший атеистический век крайне пагубно отразился на развитии биологии, ряда естественных наук и самого человека. В угоду вседовлеющему материализму, положения гипотезы эволюции возводились в догматы, противоречащие научным фактам. Бога заменил в умах поколений «всемогущий» естественный отбор. Ответственность за эту подмену в значительной степени лежит и на учёных. Ведь одна из обязанностей науки свидетельствовать о правде; ответственность учёного выше, чем врача: последствия его деяний могут затрагивать судьбы миллионов. За последние 10 лет мои представления о мире и человеке претерпели коренные изменения и привели к твердому убеждению в том, что наш мир результат высшего творческого замысла. Сложность, комплексность и саморегуляция в мире живого таковы, что неизбежно приходишь к заключению о наличии Плана, и, следовательно, места для случайности не остается. Я пришел к выводу о существовании Творца ещё и потому, что труды моих сотрудников и мои собственные работы показали, что не только происхождение человека, но даже и происхождение обычных биологических видов не может иметь случайный характер. Каждый вид строго хранит свою уникальность. Его основные признаки связаны не с полиморфизмом как мелкой разменной монетой, которой вид расплачивается за адаптацию к среде, наиболее жизненно важные свойства вида определяет мономорфная часть генома, которая лежит в основе видовой уникальности: случайные изменения в этих генах летальны. А значит, окружающий мир не может быть результатом естественного отбора. Тщательное исследование Священного Писания дает все необходимые предпосылки для твердой веры. Таким образом, вера и объективное научное знание не противоречат друг другу, они говорят об одном и дополняют друг друга. Мы надеемся, что после длительного отступления от веры в жизни общества вновь возобладает мировоззрение, основанное на христианстве, определявшем формирование европейской культуры на протяжении двух тысячелетий» [11].

Эти слова можно было бы легко проигнорировать (как это часто бывает), если бы они не принадлежали человеку, чья компетентность в вопросах эволюционной теории ни у кого не вызывает сомнений. Долгие годы Алтухов работал в Институте общей генетики им. Н. Вавилова РАН, а с 1992 г. являлся его директором. Был членом редколлегий ряда зарубежных научных журналов, главным редактором журнала «Успехи современной биологии», заместителем главного редактора журнала «Генетика». За достижения в области популяционной генетики был удостоен Государственной премией РФ и премией им. И. Шмальгаузена Президиума РАН, является автором 4-х монографий по генетике. Несмотря на выдающиеся результаты, которых Алтухов добился в своей области (генетике), всё же главным своим достижением, как ни странно, он счёл именно этот учебник по биологии. Заканчивая его редактирование, Алтухов произнёс следующие слова: «Всё написано верно. Теперь можно сказать, что не зря жизнь прожил». Через несколько дней Алтухова не стало.

Ещё одним учёным с мировым именем, громко заявившем о своей вере в Бога стал профессор МГУ, чл.-кор. РАН, академик, заведующий лабораторией генетики развития и нейрогенетики Института биологии гена и лабораторией молекулярной биологии Института биологии развития РАН, Л. Корочкин (1935-2006). С раннего периода своей научной деятельности Корочкин отличался принципиальностью и нежеланием мириться с проявлениями тоталитаризма власти и догматизма в науке. В 70-е годы Корочкин, во время застолий, когда предлагали тост «за Верховного главнокомандующего», демонстративно остался сидеть и отодвинул бокал. В результате этого инцидента, он был уволен из новосибирского Института цитологии и генетики РАН с убийственной характеристикой, где говорилось, что он «не может служить примером молодому поколению» [9]. Однако, благодаря своему таланту, Корочкин смог пробиться и стать обладателем высших научных званий, как в России, так и зарубежном. С начала 1990-х годов, он потряс учёный мир, выпустив 3 богословские книги, самой известной из которых стала книга «Свет и тьма» [7], в которой Корочкин критикует марксизм-ленинизм, раскрывает античеловеческую сущность коммунистической идеологии и поднимает вопрос о месте веры и религии в обществе и науке. В отличие от многих своих коллег, он не пытается противопоставить науку и религию, а наоборот, убеждает в том, что знание и вера взаимно дополняют друг друга, помогают процветанию общества и способствуют великим открытиям. «Воинствующий атеизм, – пишет Корочкин, – привносит в науку ещё один момент, её разлагающий – отрешение от нравственных факторов (если Бога нет – всё дозволено!). Вместе с атеизмом в науку пришло жульничество, подлоги, воровство идей и результатов, беспринципность и т.д. Вспомним первохристиан – за свои убеждения они шли на муки со словами: "Я – пшеница Господня, пусть перемелят меня зубы зверей, чтобы стать чистым хлебом Христовым". А наши учёные-коммунисты каялись, вопреки своей совести, и спешили прославить невежду Лысенко, совершали подлоги ради "подтверждения" его бредовых идей, пресмыкались перед Лепешинской, торопились в очередь подписывать бумаги против А. Д. Сахарова… В религии, в вере, по мнению российских мыслителей, заложены высокие нравственные принципы, без которых наука зачастую вырождается в псевдонауку. Верующий ученый не будет лгать, не будет извращать истину во имя неких корыстных целей. Вера отвращает его от подобных аморальных поступков. Безрелигиозность, воинствующее безбожие, атеизм ведет в конечном итоге к аморализму, просочившемуся в современную науку, порождает безнравственное отношение к науке, такие явления как лысенковщина. Собственно, и на Западе ученые-атеисты прибегают порою к откровенному жульничеству ради карьеры, славы и денег. Хорошо известен случай с американским биохимиком Спектором, чуть было не получившим Нобелевскую премию за "открытие" в области онкологии, оказавшееся сознательным подлогом. Иными словами, вера освящает науку, поскольку даёт научным исследованиям ту свободу и "святость", о которых писал М. В. Ломоносов. И не случайно современная наука выросла из христианства и в нём обрела свои корни… Все рассуждения о несовместимости религии и науки – плоды атеизма, безбожия, открывающего врата неподобающему использованию достижений науки и развитию псевдо- и лженауки в самых разнообразных их проявлениях» [6].

За время своей научной деятельности Корочкин опубликовал множество статей, в которых критиковал дарвиновскую теорию эволюции. Он указывал на несостоятельность естественного отбора, на невозможность видообразования путём накопления мутаций, и подтверждал это множеством свидетельств из области генетики и эмбриологии. За несколько месяцев до своей смерти Корочкин принял участие в методологическом семинаре (по проблемам дарвинизма), приуроченном выходу книги В. Назарова «Эволюция не по Дарвину: смена эволюционной модели» [10]. В своём выступлении он сказал следующее: «Пользуясь случаем, хочу подчеркнуть важную для меня мысль. Многие полагают, что «становым хребтом» современной биологии является эволюционное учение… Представим себе, что вдруг эволюционное учение будет изъято из биологии. Изменится ли существенно облик этой науки? Нет, в ней просто будет отсутствовать эволюционное учение» [14].

Однако не все учёные, обратившиеся к вере в Бога, становились активными борцами с атеизмом. Многие, по тем или иным причинам,  официально не распространяли свои убеждения. Среди них можно назвать двух выдающихся генетиков, чьи имена фигурируют во всех учебниках по генетике и эволюции, как у нас, так и зарубежном. Это – Н. Тимофеев-Ресовский (1900-81) и Ф. Добжанский (1900-75). В своих работах они крайне редко высказывались в поддержку религии, а при чтении многих из них может сложиться впечатление, что они написаны атеистами. Тем не менее, и Тимофеев-Ресовский, и Добжанский были людьми верующими. Ближайший друг Тимофеева-Ресовского, О. Цингер, вспоминая его ревностные рассуждения о вере, писал: «Я предпочитал с Колюшей [Николаем Тимофеевым-Ресовским] на эту тему не спорить, ибо, споря с Колюшей, ты просто "рисковал своим существованием!" Иногда он так обрушивался на кого-нибудь, кто высказывал свое мнение, говоря, что существование Бога, мол, вообще, ещё не доказано, что становилось страшно за присмиревшего собеседника. Помню, он один раз столь темпераментно доказывал существованье Бога, что Лелька [Елена Александровна] прибежала в испуге из кухни, а Колюша, приводя свои доказательства, вдруг кинулся на кафельную печку, обнял и, показывая пальцем на эту же печку, закричал, что если Бога не было, то и эта печка не могла бы тут стоять! Как это ни странно, этот вопль был чем-то страшно убедителен, и я до сих пор его забыть не могу...» [15].

Что касается Добжанского, то о его вере мы можем узнать из записей его дневника, особенно последних лет жизни, начинающихся и заканчивающихся прославлением Бога, которому, как он пишет, «молится почти каждое утро». Добжанский вырос в религиозной семье, однако его обращение к Богу произошло только на 50-е г. В это время он реально ощутил на себе Божье водительство, которое защищало его, мальчишку из провинциального украинского городка, от многих превратностей судьбы, в том числе автомобильной катастрофы, когда все её участники погибли, он остался цел. «Благодарение Богу за всё – во-первых, за жизнь и хотя бы относительное здоровье, во вторых, за то, что я здесь, в любезной мне Калифорнии… Прожил 72 года. Интересная, разнообразная, и в целом незаслуженно счастливая жизнь. Вместо сталинской тюрьмы и расстрела стал американским буржуа, американским учёным, наставником научной молодёжи. За что такое счастье? Ведь многие русские мальчики, которых я знал, были умнее и способнее меня, а они погибли или влачили жалкое существование», – читаем мы в его дневнике [5]. Добжанский всегда уважительно относился к свободе выбора человека, и, тем не менее, очень хотел, чтобы его дочь и её муж обратились к Богу и стали христианской семьей. В этом он видел залог благополучия и полноценного нравственного воспитания детей. Во многом его вера была традиционно христианской. Развитие этого мира Добжанкий понимал как божественно предопределенный исторический процесс, который начался с творения, прошёл через стадии грехопадения человека, откровения религиозной истины, искупления и прогресса к Царству Божьему. Благодаря такой "эволюции" «история полна надежды; может быть лучший мир и люди лучше», – писал он [5].

В последнее время стремительное отречение от атеистического мировоззрения стало характерным явлением и для западной науки. Хотя на западе атеисты всегда составляли меньшинство (согласно ежегодным опросам, например в США, таковыми себя считают 9±2 % граждан [12; 4]), тем не менее, среди учёных этот процент довольно высок. В тех же США он достигает 60-и процентов [4]. Профессор факультета молекулярной и клеточной биологии университета в Сан-Франциско, Д. Кеньон (Dean Kenyon) был одним из таких учёных. На протяжении многих лет он был ярым сторонником материалистической идеи самопроизвольного зарождения жизни (абиогенеза). Совместно с биохимиком д-ром Г. Стейнманом из Пенсильванского университета, он поставил себе задачу собрать все известные на тот момент данные по моделированию химической эволюции. Результаты их исследования были опубликованы в 1969 г. в фундаментальной монографии «Биохимическое предопределение» («Biochemical Predisposition»). В 1972 г. эта книга была переведена на русский язык и издана под редакцией и с предисловием самого акад. А. Опарина [3]. До настоящего момента это исследование проф. Кеньона не только не устарело, но является одним из основных мировых учебных пособий по абиогенезу. Долгое время Кеньон преподавал абиогенез в университете США. Однако в конце 1980-х г. его взгляды на происхождение жизни коренным образом изменились. В ходе своих дальнейших исследований, он пришёл к твёрдому убеждению несостоятельности этой теории, и заявил, что возникновение жизни и разнообразие живого можно объяснить только «разумным замыслом», но никак не самопроизвольным, случайным процессом. С этого времени он опубликовал множество статей по критике абиогенеза и эволюционной теории вообще, участвовал в съёмках нескольких документальных фильмов в защиту креационизма, самой известный из которых «Unlocking the Mystery of Life», 2002 г. («Раскрывая тайну жизни», русская версия 2004 г.) [17].

К таким же выводам, что и Кеньон, в процессе своей работы пришёл и другой американский учёный, биохимик из университета Лихай, М. Бехе (Michael Behe). Его книга «Чёрный ящик Дарвина: биохимические проблемы, сто­ящие перед теорией эволюции» [16], вышедшая в 1996 г. (второе изд. 2006 г.), произвела настоящую сенсацию в научном мире. Сегодня, пожалуй, ни один автор, пишущий о проблемах взаимоотношения науки и религии, не обходит её вниманием. Бехе, собрав огромное количество научных данных из области биохимии и генетики, которые по его мнению не оставляют места вере в дарвиновскую эволюцию, сделал следующее заключение: «Систематизированные научные данные, опровергающие дарвинизм, можно считать свидетельством в пользу существования деятельного Бога… Либо жизнь возникла в результате неразумных факторов, либо она есть результат замысла, и свидетельства против случайного самозарождения жизни есть ничто иное, как свидетельства в пользу разумного замысла» [16].

Но, пожалуй, самой серьёзной утратой для американского научно-атеистического лагеря стал переход в христианство знаменитого в Америке учёного-генетика, Ф. Коллинза (Francis Collins). Будучи директором Национального научно-исследовательского института "Геном человека" (с 1993 г.), он возглавил многонациональную группу,  плодом совместной деятельности которой стали 3 миллиарда биохимических букв нашего генетического кода. Ряды атеистов он покинул в возрасте 27 лет, и стал членом ASA (Американского научного христианского общества). Основным трудом, в котором Коллинз излагает свои взгляды на мир, является книга «Доказательство Бога», переведённая в 2008 г. на русский язык [4]. Она была задумана как ответ на высказывания некоторых фанатично настроенных учёных-атеистов, Р. Докинза [2], Д. Деннета и др., «в чьих кругах слово «умный» используют как синоним атеиста, а верующие, тем самым, заранее объявлены тупыми» [4]. «Если вы – верующий, – пишет Коллинз, – и вас беспокоит, что наука разрушает веру, насаж­дая атеистическое миропонимание, то, надеюсь, эта книга убедит вас в возможности гармонии между верой и наукой. Если Бог создал всю Все­ленную, имея при этом определенный план, связанный с появлением че­ловека, если Он стремится к общению с нами – людьми и вложил в нас Нравственный закон как свидетельство Своего присутствия, вряд ли для Него опасны попытки наших слабых умов понять величие Его творения» [4].

Свою солидарность со взглядами Коллинза в своих публикациях выражают многое американские учёные. К их огромному списку можно добавить не менее внушительный список европейских учёных и учёных других стран мира. Наиболее известные высказывания о вере выдающихся учёных собраны в книге с характерным названием: «Они верили в Бога: пятьдесят Нобелевских лауреатов и другие великие учёные» [18].

Чем можно объяснить подобную тенденцию? Почему учёные, получившие, как правило, атеистическое образование, в какой-то момент меняют свою жизненную позицию и заявляют о своей вере в Высший разум? Как следует из вышеприведённых цитат, на это их наталкивают результаты их собственного изучения природы, либо осмысление полученных результатов другими учёными. И ничего удивительного в этом нет. Американский учёный Т. Кун отмечал, что «философы науки неоднократно показывали, что на одном и том же наборе данных можно вывести более чем один теоретический конструкт» [8]. В вопросе происхождения мира этих конструктов не так уж много: по большому счёту только два. Согласно первому – креационному – вся окружающая нас материя и живой мир являются творением Бога. Согласно второму – эволюционному – и материя, и жизнь зарождаются и развиваются самопроизвольно. Согласитесь, было бы странно, если бы все учёные приходили только ко второму (эволюционному) конструкту, лишь на том основании, что ни Бога, ни процесса творения никто не видел. Современная космология, к примеру, говорит о существовании т.н. «невидимой материи», составляющей 95 % массы Вселенной [13]. Её тоже никто не видел, однако это не помешало построить Большой адронный коллайдер, чтобы доказать её существование. Если учёные, как например, М. Бехе или Ю. Алтухов, в ходе своих исследований приходит к заключению, что живые организмы не могут возникнуть сами по себе, то единственная альтернатива – это целенаправленное создание. В большинстве случаев вера человека в Бога проистекает из его внутреннего убеждения, складывающегося в процессе жизненного опыты, наблюдения и анализа окружающей действительности. Необходимо учитывать, что многие вопросы происхождения мира, вселенной, жизни закрыты для человеческого разума, они находятся над ним и недоступны ему. Постигнуть их можно только по средствам веры. Ещё в XIX в. об этом писал академик К. Бэр: «Естествознание, приходится иногда слышать – разрушает веру. Как это трусливо и мелко! Способность к мышлению и вера столь врождены человеку, как рука и нога. Вера есть особенное преимущество человека перед животными. Неужели человек не сумеет сохранить своего преимущества перед ними? .... пытаться научным путем решать вопросы, подлежащие вере.... чистое безумие» [1].

Русский психиатр С. Корсаков, всемирно признанный авторитет в своей области, указывал, что «религиозность есть нормальное состояние любого психически здорового человека». А это значит, что никакие философские теории, будь то дарвинизм или марксизм-ленинизм, преподаваемые с целью защищать атеизм и ниспровергать теизм, никогда не смогут отнять у человека самое главное – свободу выбора, то, чем он обладает по праву рождения.  

1.       Бэр К. Э. Избранные работы. Л.: Гос. изд-во, 1924.
2.       Докинз Р. Бог как иллюзия. М.: КоЛибри, 2008. 560 с.
3.       Кеньон Д., Стейнман Г. Биохимическое предопределение. Под ред. и с предисл. акад. А. И. Опарина. М.: Мир, 1972. 336 с.
4.       Коллинз Ф. Доказательство Бога: Аргументы ученого. М.: Альпина нон-фикшн, 2008. 216 с.
5.       Конашев М. Б. Наука и религия: Дж. Хаксли и Ф. Г. Добржанский // Здравый смысл. 2001. №20.
6.       Корочкин Л. И. О роли науки и роли религии в формировании мировоззренческой парадигмы. Экскурс в биологию:
  http://humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000091
7.       Корочкин Л. И. Свет и тьма. СПб.: Логос, 1993
8.       Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. С. 128
9.       Маркина Н. Рыцарь веры, разума и любви (Леонид Иванович Корочкин) // Химия и жизнь. 2006. № 10. С. 60-63
10.    Назарова В. Эволюция не по Дарвину: смена эволюционной модели. М., 2005. 520 с.
11.    Общая биология: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Под. ред. Ю. П. Алтухова. М., 2006. 352 с.
12.    Рос А. Наука открывает Бога. Заокский, 2009. 352 с.
13.    Сокальский И. Тёмная материя // Химия и жизнь. 2006. № 11
14.    Существует ли естественный отбор? Материалы круглого стола // Высшее образование в России. 2006. №7,8
15.    Цингер О. Колюша (Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский) // Химия и жизнь. 1990. №12. С. 39-45.
16.    Behe Michael J. Darwin's Black Box: The Biochemical Challenge to Evolution. New York and London: Free Press, 1996. 307 p.
17.    Unlocking the Mystery of Life, 2002: http://www.arn.org/arnproducts/php/video_show_item.php?id=17
18.    50 Nobel Laureates and Other Great Scientists Who Believe in God (e-book): nobelists.net<